Эскиз игрушки. Часть 2. Как рисовать эскиз?


Сегодня, в продолжение разговора об эскизах, хочу поделиться с вами своим опытом рисования эскиза. Мои рекомендации могут оказаться полезными для тех, кто не умеет рисовать, как и я.

Поверьте, ничего сложного в создании эскиза нет. Весь фокус в том, что вам не нужно создавать произведение искусства. Эскиз – это только рабочий инструмент, который помогает вам увидеть всю картину будущего изделия уже не в мыслях, а на бумаге.

Как правило, эскиз игрушки или аппликации я рисую в два этапа:

  • Сначала делаю набросок – предварительно, бегло, в общих чертах сделанный рисунок.
  • А когда понимаю, что уловила именно тот вариант игрушки, который хочу воплотить в ткани, приступаю к детальной «прорисовке» элементов на эскизе.

И слово «прорисовка» здесь не зря заключено в кавычки. Но об этом расскажу чуть позже.

Делаю черновые наброски

Чаще всего к помощи наброска я прибегаю если идея игрушки не полностью оформлена. Как я уже писала в прошлой статье, рисование эскиза или наброска помогает замыслу «родиться», выбраться на свет из темных закоулков подсознания.

В этом случае я беру ручку и просто начинаю рисовать. Набрасываю столько вариантов игрушки, сколько сочту нужным, пока не пойму, что нащупала что-то ценное.

Зарисовки на данном этапе могут быть далеки от конечного варианта. Важно просто «скидать в кучку» все свои мысли, чтобы уточнить общий замысел будущей игрушки.

Пример из личной практики:

Когда я задумала сшить игрушку-упаковку из фетра в виде обезьянки, вИдения самой игрушки у меня еще не было. Тогда я начала работу с наброска, стала зарисовывать все идеи, которые приходили в голову.

Первой мыслью было стилизовать мешочек под образ обезьянки. И только после того, как я набросала несколько вполне очевидных и банальных вариантов, из-под моего пера появилось что-то более-менее стоящее.

К сожалению, у меня сохранилось только два наброска – самый первый и одобренный варианты.

eskiz8

Кстати, когда приступила к созданию эскиза/выкройки в натуральную величину, изменила на игрушке способ застежки. В начале я планировала по плечам (верхнему краю игрушки) вшить молнию. Но когда начала рисовать эскиз, решила, что вход в карман будет спрятан под головой обезьянки с застежкой на кнопку.

eskiz8-1

Обычно я делаю наброски на клочках бумаги и оборотной стороне черновиков. Это помогает преодолеть страх чистого листа. Но если страх все же берет вверх, или мысли по поводу изделия настолько спутанные и сумбурные, что не понятно с чего начать, я просто записываю все свои идеи по текущему проекту.

«На листе бумаги напишите следующую фразу: «Я уже точно знаю, что…» — и сразу запишите те базовые соображения, которые к этому моменту у вас уже выкристаллизовались»
Из книги Константина Шереметьева
«Бешеный креатив. Десятки идей за 12 минут в день»

Вдаваться в детали на этапе наброска ни к чему, равно как и создание сбалансированной композиции. Поэтому рисовать можно довольно условно, схематично. Главное, вспомнить спустя некоторое время, что имелось ввиду. Для этого я делаю пометки и подписи на наброске.

Совет:
Рекомендую вам завести хорошую привычку сразу записывать все мысли, которые приходят в голову во время работы с наброском и эскизом. Это позволит держать свою идею в зоне внимания, не упустив ни малейшей детали. Более подробно я расскажу об этом в следующей статье.

Пример из личной практики:

Я долго откладывала пошив Морского развивающего коврика. С одной стороны, меня просто распирало от количества идей его развивающего наполнения. С другой стороны, у меня никак не складывалась целостная композиция.

Как-то во время дневного сна Сони на прогулке я нашла у себя в сумке небольшой лист бумаги и весьма схематично набросала несколько своих задумок с комментариями.

eskiz9

Эскиз окончательного варианта коврика совсем не похож на данный рисунок. Но после этого наброска «лёд тронулся».

Отправляюсь на поиски «натуры»

После того, как я определюсь внешним видом и наполнением игрушки, приступаю к ее детальной прорисовке. Обычно в этот момент человек не рисующий может впасть в ступор.

Для себя я нашла решение этой проблемы – если не знаю, как что-то изобразить, смотрю, как это делают другие.

  • Сначала я составляю список всех тех объектов, которые нужно отобразить в эскизе.
  • Затем обращаюсь, так сказать, к оригиналу – рассматриваю фотографии, оглядываюсь по сторонам или выхожу на улицу. На этом шаге уже могут появиться какие-то зарисовки с натуры.
  • Потом отправляюсь на поиски стилизованных изображений (упрощенных графических изображений) тех объектов, которые хочу воплотить в ткани.

Самый лучший источник стилизованных изображений – детские раскраски. Рисунки в них бывают разного уровня сложности. Я отдаю предпочтение раскраскам для малышей, в них все образы предельно просты, но узнаваемы.

Так же стилизованные рисунки можно найти в любимых ребенком детских книжках, сделать скриншоты из мультиков и компьютерных игр и пр.

В общем-то, все необходимые изображения можно подобрать на просторах Интернета.

Пример из личной практики:

На пошив мешка для новогодних подарков у меня было очень мало времени. «Бодаться» с эскизом и выкройками мне просто было некогда. Тогда я обратилась к помощи сервиса Яндекс.Картинки.

Нашла приглянувшуюся мне раскраску ёлочки и надпись “С Новым годом!”. При помощи графического редактора подогнала размеры найденных картинок и распечатала. Затем вручную доработала рисунки – убрала ненужные элементы и дорисовала недостающие линии. Перевела рисунки на кальку и приступила к пошиву.

eskiz10

  • Еще один вариант, на самый крайний случай – можно посмотреть, как те или иные образы воплощены в работах других рукодельниц. Но не стоит злоупотреблять этим вариантом, так как велик соблазн просто скопировать чужую идею вместо того, чтобы немного поднапрячь свой собственный мозг.

После того, как идея игрушки уже определена и подобраны подходящие изображения, я приступаю к созданию детализированного эскиза.

Приступаю к рисованию эскиза

Так как в основном я шью плоские игрушки (2D) небольшого размера или игрушки с развивающей аппликацией, мне удобно сразу рисовать эскиз в натуральную величину. Как я уже писала в статье «Зачем нужен эскиз?», такой рисунок довольно легко превращается в выкройку.

Если же мне необходимо сшить объемную игрушку, например мячик или кубик, я «разбиваю» её на составные плоскости и отрисовываю их развивающее наполнение каждой детали в масштабе 1:1.

Но и тут есть разные варианты действия, в зависимости от вида игрушки.

  • Вариант 1. Эскиз как основа выкройки

Для себя я определяю размер будущей игрушки или ее основной детали. Беру лист бумаги, намечаю границы, в которые должна вписать эскиз и начинаю рисовать.

Когда рисунок готов, разбираю его на составные части, на основе которых и строю выкройки.

Пример из личной практики:

Размер грелки-игрушки с вишневыми косточками в готовом виде зависит от размера мешочка с наполнителем, который вкладывается в тело игрушки. Поэтому когда я шила Зайку, сначала я определила размер и форму мешочка и, соответственно, тела игрушки. А затем уже дорисовала лапы и уши.

eskiz.11

  • Вариант 2. Выкройка как основа эскиза

Часто я рисую эскиз на основе готовых выкройках. Это удобно, когда нужно сделать пальчиковые и перчаточные игрушки, а также заполнить развивающими элементами грани объемных игрушек (например, развивающего мячика).

В этом случае я сначала подготавливаю выкройку игрушки. А затем дорисовываю на этой основе элементы, создающие узнаваемый образ.

Пример из личной практики:

У меня уже имеется отработанная выкройка основы для перчаточных игрушек. Поэтому когда мне нужно нарисовать эскиз нового персонажа, я обвожу основу игрушки на лист бумаги. А затем, опираясь на подобранные заранее иллюстрации, прорисовываю нужный мне образ.

eskiz.12

Как правило, эскизы я рисую ручкой и никогда ничего не стираю. Если кажется, что нужно нарисовать более плавную линию, нос сделать побольше, а ушам придать другую форму, просто вношу правки прямо поверх уже сделанного рисунка.

eskiz13

Сначала я делала это неосознанно и отчасти даже от лени. Но потом поняла, что именно такой подход помогает найти наилучшее расположение деталей, сравнивая несколько вариантов в одном рисунке.

eskiz13-1

  • Вариант 3. Модельное проектирование

Когда нужно нарисовать эскиз большого изделия с множеством разнообразных деталей, мне удобнее работать с заранее заготовленными элементами будущего эскиза. Это активизирует мыслительный процесс. То есть я превращаю эскиз в конструктор.

Для этого подготавливаю основу (например, лист ватмана) и набор стилизованных элементов. И начинаю раскладывать эти элементы на основе. Меняю их местами, при необходимости корректирую размер, какие-то элементы заменяю другими или и вовсе убираю.

Объясню на примере создания эскиза своего Морского развивающего коврика.

Пример из личной практики:

Опираясь на набросок развивающего коврика, я подобрала в Интернете рисунки тех морских обитателей, которых хотела видеть в композиции. Распечатала картинки и вырезала их по контуру.

На листе ватмана наметила расположение основных элементов — линии границы песка и воды, водорослей, камней.

Взяла вырезанные рисунки и начала раскладывать их на основе коврика. Это помогло  добиться оптимального расположения элементов. Так же я увидела, каких обитателей морских глубин нужно изменить в размере.

eskiz14

После того, как композиция была готова, я приступила к проработке образов морского дна. Каких-то животных полностью отрисовала сама. Других позаимствовала из Интернета, но внесла коррективы в рисунок, немного упростила, чтобы  легче было шить.

Затем приклеила все детали в соответствии с задумкой на лист ватмана.

Вуаля! Эскиз готов!

Анализ наброска и эскиза

Я всегда анализирую то, что нарисовала. Но ни в коем случае не с точки зрения своих художественных способностей. Оцениваю возможность реализации своего замысла и трудоемкость исполнения, гармоничность будущей игрушки, прислушиваюсь к своим внутренним ощущениям.

Но прежде чем приступить к анализу, я откладываю готовый эскиз на некоторое время и занимаюсь другими делами, чтобы отвлечься. Ведь если что-то делать очень долго, глаз «замыливается», и уже невозможно адекватно оценить результат.

Спустя некоторое время я смотрю на эскиз свежим взглядом и оцениваю результат: «Удачно!», «Что-то меня смущает…», «Это совсем не то, что я хотела!».

Во время анализа готового эскиза я всегда делаю письменные пометки, либо на самом эскизе, либо на отдельном листе бумаги. Записываю, что мне нравится в эскизе, а что именно смущает, какой элемент стоит перерисовать и как, а какую часть ни в коем случае нельзя трогать.

Такие записи не дают пропасть ни одной ценной мысли. А ведь хорошая мысль может исчезнуть так же быстро, как и появляется.

Заключение

В процессе рисования эскиза важно отключить перфекционизм и не быть слишком строгой к себе. Возможно, что все не так уж и плохо нарисовано, как вам может показаться!

К тому же, эскиз – это не обязательно конечный вариант игрушки. Наверняка, в процессе подбора материалов и пошива вам захочется внести какие-то правки. И это абсолютно нормально для творческих натур!

А как вы рисуете эскизы? Что помогает вам в этом? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Что ж, сегодня мы разобрались с тем, как можно довольно просто нарисовать эскиз. А в следующей статье поговорим о том, как сделать эскиз вашим полезным рабочим инструментом.

Ваша Анна Румянцева
Блог «Мама шьет. Творчество мамы с пользой для ребенка»
www.tailorann.ru

P.S. В статье «Как научиться вышивать аппликацией» я показала путь рождения рисунка детской аппликации на своих дипломных платьях. Эта статья отлично дополняет и иллюстрирует тему сегодняшнего разговора.


Рекомендую также почитать:

Ручные швы. Секреты выполнения петельного стежка
Ручные швы. Тамбурный шов и французский узелок для отделки игрушек
Ручные швы. Как сделать шарик из ткани при помощи косых стежков через край

Оставьте свой комментарий!

Прикрепить изображение (только формат JPEG)