Эскиз игрушки. Часть 3. Эскиз как рабочий инструмент


После продолжительного перерыва возвращаюсь к рассказу об эскизе для шитья игрушек.

Мы уже обсудили зачем вообще нужен эскиз игрушки рукодельнице и как его нарисовать, не обладая художественным талантом.

Сегодня же я поделюсь с вами тем, как превратить эскиз в эффективный рабочий инструмент и сделать его отличным подспорьем в разработке идеи и ее реализации.

Мой главный секрет – пометки, комментарии на эскизе и художественно-техническое описание игрушки, которую я планирую сшить.

Художественно-техническое описание игрушки

В швейном лицее нас учили составлять техническое описание модели. Мне очень нравилось это занятие, но тогда я не понимала, как это может пригодиться в моей практике. Когда же я начала шить развивающие игрушки, знания эти очень мне пригодились.

eskiz15

Эскиз не всегда может полностью раскрыть ваш замысел. А если с момента рисования эскиза до этапа воплощения задумки в ткани прошло какое-то время, да еще и эскиз был нарисован весьма схематично, в этом случае он может вызвать больше вопросов, чем даст ответов. Ведь когда вы рисуете, все кажется очевидным. Но со временем мысли улетучиваются из вашей головы. И если их не зафиксировать на бумаге, вспомнить потом будет очень сложно. Вы рискуете оказаться в ситуации «нет, все понятно... но что конкретно...»

Художественно-техническое описание – это, своего рода, сопроводительная документация, раскрывающая, дополняющая, уточняющая идею и фиксирующая ключевые моменты.

Такое описание является отличным дополнением к эскизу. Оно не только помогает в процессе изготовления изделия, но и позволяет удерживать фокус внимания на основных задачах игрушки на этапе ее проектирования.

Как составить художественно техническое описание игрушки? Что в него включить?

Да все, что вы сочтете нужным нужным и важным, любые мысли, посетившие вашу голову во время создания эскиза. Ведь никогда не знаешь, что может пригодиться в процессе. Да и зачем держать в своей голове то, что можно просто записать.

Но рекомендую все же включить в ваше художественно-техническое описание игрушки несколько важных пунктов.

  • Возраст ребенка и цели игрушки

С этого пункта вообще должно начинаться проектирование будущей игрушки. Обязательно пропишите его еще до того, как приступите к детальной проработке идеи и рисованию эскиза.

Знание возраста ребенка и целей игрушки помогает определить ее размер, форму/образ, продумать ее развивающее наполнение.

Эта информация поможет вам держаться заданного курса, ничего не упустить из внимания, но и не перегрузить игрушку развивающими элементами. Только так вы сможете создать действительно полезную игрушку в соответствии с возрастными особенностями ребенка и развивающими задачами, поставленными перед ней.

Примеры:

  • Для полугодовалого малыша абсолютно неразумно использовать в игрушке элементы с застежкой на пуговицы. Ребенку в этом возрасте еще не совладать с такой застежкой. Он предпримет несколько попыток и быстро потеряет к ней интерес. А вот элементы на магнитах или с мягкой липучкой будут стимулировать развитие ребенка, т.к. они не значительно опережают возможности ребенка.
  • В игрушках для младенцев стоит отдать предпочтение максимально простым и узнаваемым образам. А для деток от двух лет и старше можно уже воплотить в ткани их любимых персонажей.
  • Если цель игрушки – познакомить ребенка с эмоциями, возможно и не нужно делать фигуру человечка целиком, достаточно будет только его лица.
  • Если игрушка предназначена для ребенка, который только учится хватать и удерживать в своих руках предметы, игрушку стоит сделать небольшой и легкой. И обязательно нужно предусмотреть всевозможные петельки, шнуры с узелками и отлетные элементы, за которые ребенок сможет ухватиться.

Развивающий мягкий мяч

 

  • Описание игрушки и ее идеи ( основной концепции)

Собственно, это художественная составляющая данного документа. Но она обязательно должна опираться на знание о возрасте ребенка и целях игрушки.

Опишите внешний вид игрушки, какой вы ее себе представляете: размер, степень набивки, вес, тактильные характеристики, какие эмоции она должна вызывать, в чем ее основная фишка и т.п. Составление подобного описания может вызвать у вас дополнительные идеи. Или же убережет от перегруза игрушки и создания полной безвкусицы. Кроме того, такое описание поможет вам подобрать подходящие материалы и продумать технологию изготовления игрушки.

Примеры:

  • В игрушках-сплюшках не должно быть никаких игровых и активных развивающих элементов. Основная цель таких игрушек – создать комфортную атмосферу для того, чтобы ребенок успокоился, расслабился и легко заснул. Любые шуршащие, звенящие, гремящие и т.п. элементы  будут отвлекать ребенка ото сна. А если засыпая ребенок случайно потеребит игрушку, звук может его напугать. Не добавляйте в игрушки-сплюшки петли и длинные шнурки, в которых могут запутаться пальчики и волосы малыша.
  • В грелках-игрушках мешочек с наполнителем должен вынимается. Значит, нужно предусмотреть застежку, которую малыш сам расстегнуть не сможет. Также стоит продумать как сделать так, чтобы мягкая набивка игрушки не выпадала в ту полость, куда вкладывается мешочек.

 

  • Цветовая гамма

Продолжая и развивая предыдущий пункт предлагаю отдельно описать цветовую гамму игрушки. Какие цветовые сочетания и принты (рисунок на ткани) вы хотите использовать в развивающей игрушке из ткани?

Но помните о том, что цвет влияет на наше состояние и эмоции. Поэтому, определяясь с цветовой палитрой, учитывайте возраст ребенка и задачи, которые должна решать ваша игрушка. Т.е. снова возвращайтесь к первому пункту художественно-технического описания игрушки.

Подробнее о том, как создать и использовать цветовую раскладку я расскажу в четвертой статье из данного цикла.

Примеры:

  • Для игрушек-сплюшек необходимо подбирать сдержанную, успокаивающую цветовую палитру. Для дидактических игрушек (например, обучение счету) отдайте предпочтение оттенкам, влияющим на концентрацию внимания, например, оранжевому (повышает концентрацию внимания) или желтому (благоприятно влияет на умственные способности ребенка).
  • Если задача игрушки – развивать фантазию, творческие способности ребенка или вызвать у него определенные эмоции, стоит создать фантазийный образ или использовать для классических образов нестандартные расцветки или ткани с принтами. Например, сшить поросенка из ткани в клеточку, а облако – из материи в нежный цветочек.

 

  • Описание развивающих элементов и пометки по их выполнению

А это уже техническая часть описания игрушки.

Запишите как должны «работать» те или иные элементы – что и как должно открываться, в каком направлении перемещаться, на какую застежку крепиться, куда и каким образом прятаться и появляться... Не забывайте про возраст ребенка и цели игрушки. Да-да, снова обращаемся к первому пункту описания.

Зафиксируйте все мысли по выполнению задуманных вами развивающих элементов. На данном этапе не нужно составлять подробное технологическое описание процесса изготовления игрушки – все еще может сто раз поменяться. Но если у вас уже есть хоть какое-то понимание, как можно реализовать тот или иной элемент, обязательно запишите это!

Эта информация поможет вам в построении выкроек и подборе материалов и фурнитуры.

Примеры:

  • По задумке ножка игрушки должна растягиваться. Значит, необходимо сделать выкройку ножки раза в полтора длиннее, чем она должна быть в готовом виде. Игрушка предназначена для  младенца, который еще плохо владеет своими ручками. Значит нужно подобрать мягкую и не сильно растяжимую резинку, чтобы после оттягивания ножки игрушки она не ударила малыша.
  • Ручки игрушки должны быть завязаны узлом. Для реализации этой идеи необходимо подобрать тонкую, мягкую и пластичную ткань со скользящей поверхностью, чтобы узел легко можно было завязать и развязать. Кроме того, нужно удлинить деталь руки. Правильную длину лучше всего определить опытным путем, т.к. она напрямую зависит от выбранной ткани.

 

  • Пометки по подбору ткани и фурнитуры

Для каждой игрушки, в зависимости от выполняемых ею задач и возраста ребенка, предъявляются определенные требования к ткани и фурнитуре.

Когда вы будете продумывать идею игрушки и рисовать ее эскиз, наверняка, у вас появятся мысли по подбору тканей и фурнитуры. Настоятельно рекомендую сразу же их записать. Ведь эти заметки будут очень полезны при составлении перечня необходимых для пошива игрушки материалов и фурнитуры.

Примеры:

  • Для грелок-игрушек недопустимо использование синтетических тканей и металлической фурнитуры, чтобы ребенок не обжегся.
  • Для игрушек-сплюшек стоит выбрать мягкие и приятные к телу ткани, не вызывающие раздражения. При этом они не должны холодить.
  • При изготовлении спортивных игрушек отдайте предпочтение прочным, плотным, износостойким материалам, возможно, с водоотталкивающей пропиткой, чтобы можно было играть на улице.

Сейчас вы можете возмутиться, зачем столько писанины нужно!?

Спешу вас успокоить, я и сама далеко не всегда расписываю все так детально. К составлению подробного описания я прибегаю чаще всего, когда шью на заказ. Так клиенту становится понятно, что я придумала и как это будет выглядеть. Для себя же я просто делаю пометки и записываю основные мысли прямо на эскизе.

Пометки на эскизе

Признаюсь честно, я ленюсь рисовать эскиз с разных ракурсов. Поэтому вид спереди и вид сзади у меня, как правило, нарисованы в куче на одном рисунке. Чтобы потом легко вспомнить, какие детали где должны располагаться, я обязательно делаю пометки прямо на эскизе. А еще такие комментарии помогают мне впоследствии расшифровать схематично изображенные элементы эскиза.

eskiz16-1

Так на эскизе грелки-игрушки Мишутка передние лапы я изобразила в виде «сосисок». Но подразумевала, что лапа должна быть выполнена длинной, чтобы потом завязать ее на узел.

По эскизу не понятно, но я планировала сделать грудку сарафана отлетной, то есть она должна отгибаться от тела Мишутки. Чтобы не забыть продумать, как реализовать эту задумку на этапе построения выкроек, я сделала для себя пометку.

На эскизе одновременно отображена и передняя, и задняя часть игрушки. Чтобы не запутаться, я подписала, что бретели застегиваются сзади, обе на одну пуговицу. Планировалась, что пуговица будет одновременно выполнять и роль хвоста, а значит, нужно подобрать объемную круглую пуговицу на высокой ножке.

На эскизе так же удобно делать пометки где какие конструктивные линии (швы, вытачки) будут располагаться. Это сыграет хорошую службу при построении выкроек.

Новичков может озадачить и ввести в ступор техническая составляющая создания развивающих игрушек. Сложно не имея опыта понять, для чего нужны конструктивные линии и как они отразятся на форме вашей игрушки. Но такое понимание приходит только с опытом. А еще продвинуться в своем мастерстве помогает внимательное изучение готовых выкроек разных мастеров. Ведь у каждого мастера свой подход. Поэтому «насмотренность» новичкам только на руку.

Пример:

Как будет пришит хвост к задней части игрушки?

Во многом это зависит от формы хвоста и тела игрушки. У Мишутки хвостик «пупочкой» – шарик из ткани. Оптимальный вариант пришить его вручную потайными стежками к готовой игрушке.

А вот у Обезьянки из фетра хвост тонкий и плоский. Вручную его аккуратно и надежно закрепить не удастся, нужно вставить хвост в шов. Если игрушке хочется придать объем и очертить формы, например, выделить талию и округлить попу, то деталь спинки можно разрезать на две части и обрисовать по центру линию характерной формы. Если же особый объем игрушке не нужен, достаточно предусмотреть небольшую вытачку в нижней части игрушки. При застрачивании этой вытачки и вложить под строчку деталь хвоста.

eskiz20

Еще раз на своем примере хочу продемонстрировать тот факт, что готовое изделие может отличаться от эскиза.

Коррективы в образ и конструкцию игрушки могут внести:

  • подобранные материалы,
  • технология изготовления (например, что-то не получается сшить так, как было задумано изначально)
  • всевозможные непредвиденные обстоятельства.

К тому же, невозможно на 100% представить, как будет выглядеть игрушка, как будет смотреться тот или иной элемент. А еще во время работы вас, наверняка, посетят новые идеи, которые вы захотите добавить, а что-то, наоборот, отпадет. Поэтому в процессе создания игрушки могут происходить незначительные (а, порой, и существенные) изменения образа, формы и концепции игрушки в целом.

Так получилось и с моей Мишуткой. На эскизе нарисована «шевелюра» из ниток, юбка-волан по нижнему краю сарафана, а бретели сзади застегиваются на одну пуговицу. Но в готовой игрушке я отказалась от волос и юбки. А бретели сзади расположены параллельно друг другу и застегиваются каждая на свою пуговицу. Это вышло потому, что мне не понравилось как смотрится прическа, я не нашла подходящей ткани на юбку и мне не хватило длины бретелей, чтобы застегнуть их по центру игрушки.

eskiz17

Возможно, сейчас все эта работа кажется вам пустой тратой времени. Но это действительно эффективный инструмент. Совокупность набросков и пометок к ним помогут вам найти наилучшее решение. Когда вы привыкнете так проектировать свои игрушки, то и шить будет намного проще и быстрее, и идеи будут легче рождаться, и более правильные функциональные игрушки получатся.

В заключении хочу привести вам еще несколько примеров использования эскизов в производстве одежды.

 

Пример использования эскизов в мастерской готового платья «Тверская, 4»:

В мастерской готового платья и ателье изделия отшиваются в единичном экземпляре или под заказ. На таких мини-производствах нет возможности, да и необходимости, содержать экспериментальный цех и отшивать образцы моделей. Поэтому при пошиве одежды закройщикам и швеям приходится опираться исключительно на эскизы, чтобы разобраться в деталях кроя, определить ширину припусков на швы и технологическую последовательность обработки изделия, подобрать необходимые материалы и фурнитуру. Любые пометки и комментарии на эскизе могут существенно облегчить процесс изготовления изделия и избежать серьезных ошибок.

В мастерской готового платья «Тверская, 4» на стене рядом с раскройным столом висят эскизы платьев, которые в данный момент находятся в работе. К ним всегда можно обратиться за «помощью».

eskiz18

Точно также мы опираемся на эскиз при создании новых развивающих игрушек из ткани.

Пример использования эскизов на производстве детской одежды «Маленькая леди»:

Сейчас я работаю на производстве детской одежды марки «Маленькая леди». В отличие от индивидуального пошива здесь есть экспериментальный цех, который прорабатывает изделия перед запуском их в массовое производство. Цех готовой продукции получает уже уточненные лекала, описание технологической последовательности изготовления изделия и образец в натуральную величину, который можно детально рассмотреть. Поэтому швеям, в принципе, эскиз уже особо и не нужен.

Но эскизы в цехе все же используются, хотя и несколько с иной целью. Эскизы помогают начальнику производства, технологу и мастеру оценивать объем текущей и предстоящей работы. А также контролировать ситуацию в целом – знать что, когда и с каких подразделений спросить.

В цехе эскизы вывешены на стене на видном месте. Все они рассортированы по трем категориям: частичная комплектация, готово к раскрою, цех (т.е. находятся в работе). На самих эскизах дополнительно указан артикул модели, количество единиц, предполагаемые даты поставки недостающих материалов, срок сдачи и т.п.

eskiz19

При пошиве текстильных развивашек, особенно если на заказ, тоже можно использовать эскизы таким образом. Например, разделить все эскизы по категориям: доработка идеи, требует одобрения заказчика, не полный комплект и т.п.

Это позволит вам:

  • постоянно держать в поле зрения весь объем работы;
  • избежать появления «долгостроев»;
  • четко планировать свою работу;
  • составить перечень необходимых материалов;
  • существенно экономить время на проведение подготовительных работ
  • и т.п.

 

Пример использования эскизов при издании книги:

Следующий пример не относится к созданию игрушек из ткани. Да и вообще не имеет никакого отношения к шитью. Но мне очень захотелось поделиться им с вами, чтобы вы поняли, как важна работа с эскизами в любом деле. Это макет иллюстрации романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», созданный художником Леонидом Тишковым.

Иллюстрирование книг художник начал с проработки общего плана. Ведь его задача была не просто создать иллюстрации сопровождающие текст, но и органично встроить их в книгу. Именно поэтому сами иллюстрации на данном этапе были выполнены Леонидом в виде схематичного наброска. Зато детально продумано их расположение на страницах и разворотах книги таким образом, чтобы они стали единым с иллюстрируемым романом.

eskiz21

По такому же принципу я разрабатывала проект своего Морского развивающего коврика.

В следующий раз продолжим разговор о практическом применении эскиза. Я расскажу о том, как использовать эскиз для подбора тканей, как по цвету.

А пока жду в комментариях ваши вопросы по работе с эскизами. И, конечно же, буду признательна, если вы поделитесь своими идеями и опытом в работе с эскизами.

 

Ваша Анна Румянцева
Блог «Мама шьет. Творчество мамы с пользой для ребенка»
www.tailorann.ru


Рекомендую также почитать:

Эскиз игрушки. Часть 1. Зачем нужен эскиз?
Эскиз игрушки. Часть 2. Как рисовать эскиз?
Эскиз игрушки. Часть 4. Как создать цветовую палитру игрушки?

Оставьте свой комментарий!

Прикрепить изображение (только формат JPEG)