Эскиз игрушки. Часть 4. Как создать цветовую палитру игрушки?


В прошлый раз я начала рассказывать о том, как превратить эскиз игрушки в практичный рабочий инструмент. Речь шла о составлении художественно-технического описания игрушки. Сейчас же поговорим о цветовой палитре: как ее разработать и использовать при подборе материалов для своего изделия. В этом нам поможет такой инструмент, как цветовая раскладка.

Буду рассказывать о цветовой раскладке на примере Морского развивающего коврика, так как этот материал я давала в курсе по его пошиву.

Что такое цветовая раскладка и для чего она нужна

Цветовая раскладка – это эскиз изделия, выполненный в цвете.

Создание цветовой раскладки актуально для тех игрушек, в которых планируется использовать более пяти различных цветов. Меньшее количество оттенков можно «сложить» в уме. Но когда цветовых пятен много, без предварительной «примерки» достаточно сложно сочетать их гармонично.

H93hNk6XM9wЦветовая раскладка Оксаны Бухалихиной,
участницы курса по пошиву Морского развивающего коврика

Во избежание цветового дисбаланса в готовой игрушке важно заранее продумать цветовую палитру всех ее элементов, чтобы увидеть, как они сочетаются друг с другом и какое настроение создают. Особенно важно создавать цветовую раскладку для игрушек с аппликацией, например, развивающих ковриков, мягких книжек, кубиков с сюжетными гранями и тому подобное.

Конечно, можно прямо в магазине выбрать ткани, приглянувшиеся по цвету. Или просто подобрать подходящие по качеству и фактуре материалы. Это намного проще, чем бегать по магазинам в поисках «такого же, только с перламутровыми пуговичками». Но есть риск получить очень блеклое или, наоборот, чересчур пестрое изделие.

Если элементы, расположенные рядом, выполнить из материалов, близких (родственных) по цвету, они могут слиться в одно большое пятно. При этом исчезнут акценты, композиция аппликации потеряет динамику. Тогда вниманию малыша не за что будет зацепиться, и он может быстро потерять интерес к игрушке, какой бы красивой и аккуратной она ни получилась. Правда, при составлении цветовой раскладки важно помнить о целях игрушки. Если она призвана успокоить малыша, то сдержанная цветовая гамма будет уместна как никогда!

Существует и «побочный эффект» от выполнения эскиза в цвете. Это занятие помогает раскрепоститься, снять ограничения, порвать шаблоны, вдохновиться и наполниться творческой энергией, которая будет подпитывать вас во время пошива игрушки.

А еще выполнять цветовую раскладку можно вместе с ребенком. При этом он почувствует свою сопричастность, или просто будет увлеченно занят раскрашиванием.

Цветовую раскладку можно создавать двумя способами:

1. От идеи к подбору материалов

Сначала необходимо продумать общую стилистику игрушки, решить, в каком цвете должны быть выполнены те или иные элементы. И только после этого можно приступать к подбору материалов с опорой на продуманную цветовую палитру.

При этом способе важно абстрагироваться, забыть о том, что перед вами эскиз развивающей игрушки, не думать о тканях, из которых она будет сшита. Окунитесь в творческий процесс с головой, экспериментируйте, вспомните детство и получайте удовольствие от игры с цветом и процесса раскрашивания.

Я предлагаю идти именно этим путем, т.к. помимо создания цветовой раскладки вы получите и арт-терапевтический эффект от выполнения данного задания. Потренируете эстетический вкус, научитесь прислушиваться к своей интуиции и получите большую порцию вдохновения.

2. От материалов к идее

Для начала нужно определить, какие материалы есть в наличии, и на какие детали аппликации их можно использовать. Затем важно закрасить соответствующие части на эскизе подходящими оттенками. Или приколоть на их место лоскут выбранной ткани. Цвета остальных элементов подбираются таким образом, чтобы дополнить и гармонизировать цветовой баланс композиции игрушки.

Как выполнять цветовую раскладку

В шитье существует универсальный принцип – работаем от маленького к большому. Он действует независимо от того, что надо сшить, будь то игрушка, одежда, чехол на диван и прочее. То есть сначала заготавливаются мелкие детали изделия, затем они соединяются в более крупные узлы, которые, в свою очередь, составляют готовое изделие. Но на этапе проектирования этот принцип работает с точностью до наоборот – от общего к частностям. То есть сначала придумывается образ, силуэт, форма и затем она наполняется деталями.

Поэтому цветовая раскладка выполняется в такой последовательности:

  1. Фон
  2. Основные элементы
  3. Маленькие и съемные детали
  4. Отделка и фурнитура

А теперь обо всем поподробнее:

1. Фон

Создание цветовой раскладки необходимо начинать с определения цветовой гаммы фона. Это основа основ, которая задает тон, настроение всей композиции.

Пример из личной практики:

Если фон морского развивающего коврика (водное пространство) спокойный, однотонный (без рисунка) или с имитацией водной глади, бликов, то элементы на коврике могут быть, наоборот, яркие, сочные, и даже с рисунком.

Если же фон сам по себе яркий, с рисунком,  то обилие пестрых элементов, да еще и из ткани с принтом, превратит коврик в какофонию красок. После игры на таком коврике ребенок может перевозбудиться и начать капризничать.

Чтобы этого избежать, в композиции коврика предусмотрен спокойный песочный фон и рамка по периметру.

mTSMNqoKWAkВодное пространство Морского развивающего коврика с ярким принтом

4DCn_HrwohUСдержанный фон водного пространства Морского развивающего коврика

2. Основные элементы

После того как определено цветовое решение фона композиции, можно приступать к подбору цветовой палитры крупных элементов аппликации. Их оттенки во многом зависят от  цвета материалов, выбранных на фон.

kb-cu8yAem0Цветовая раскладка Марии Шкиль,
участницы курса по пошиву Морского развивающего коврика

CB2yl2eMEcQЦветовая раскладка Надежды Григорьевой,
участницы курса по пошиву Морского развивающего коврика

Экспериментируйте, пробуйте различные цветовые сочетания, меняйте цветовые пятна местами в поисках наиболее удачного цветового решения композиции.

3. Маленькие и съемные детали + Отделка и фурнитура

Колорит готового изделия может отличаться от изначально запланированной цветовой раскладки. Иногда эти отличия незначительны. Но, порой, они бывают весьма существенными. Вследствие чего может возникнуть цветовой перекос.

Поэтому в цветовой раскладке нет смысла предусматривать мелкие детали, декоративную фурнитуру и отделку. Выбор их цвета предпочтительно оставить на финальный этап работы. Ведь с помощью маленьких элементов можно выровнять цветовой баланс изделия, уравновесить слишком яркие пятна, добавить недостающие оттенки.

wOrW8eZT0roНа эскизе нет россыпи камней у мешка с сокровищами, маленьких съемных рыбок, шнурка на большой рыбе, пуговичек-рыбок вокруг коралла

QxdK36aJ5Y4

Я убедилась в этом на собственном опыте. Иногда кажется, что все материалы подобраны по цвету просто идеально. Но одно дело просто разложить разноцветные лоскутки на фон. И совсем иначе эти же цвета воспринимаются в готовом элементе. Ведь теперь это уже не просто лоскуты произвольной формы. Это цветовые пятна вполне определенных форм и размеров. И может получиться так, что красного вдруг начнет не хватать, а синего, наоборот, станет много. В такой ситуации на помощь приходит подбор цветных лоскутов для маленьких деталей и съемных элементов, а также покупка декоративной фурнитуры определенного цвета.

У стилистов и дизайнеров есть правило трех пятен. Заключается оно в том, что образ должен содержать три пятна одной цветовой гаммы разных размеров – большое, среднее и малое. Например, красная шляпка (большое пятно), красный пояс (пятно среднего размера) и красный маникюр (маленькое пятно). Правда, сейчас оно уже не столь актуально. Но я считаю, что в игрушках с аппликацией оно помогает создать гармоничную, уравновешенную композицию. Попробуйте следовать ему в создании своих цветовых раскладок.

Не забывайте записывать мысли, которые возникают при создании цветовой раскладки. Прямо на рисунке делаете пометки о том, какого качества предполагаете материалы для каждого элемента, какая фактура вам нужна, и чем можно заменить (по вашим ощущениям), если не найдете желаемого материала. Какого эффекта хотите добиться в том или ином элементе? Если не хотите «портить» эскиз, составьте отдельный список с пометками.

Когда цветовая раскладка будет готова, отложите ее на некоторое время. Потом посмотрите на свежим взглядом и оцените проделанную работу. Обязательно взгляните на нее издалека. Как говорится, «большое видится на расстоянии». Вы сразу увидите все недочеты и отличные решения.

Попросите близких тоже оценить вашу цветовую раскладку. Взгляд со стороны будет очень полезен.

Совет от Елены Ванцевич, участницы курса по пошиву морского развивающего коврика

Можно вырезать с эскиза элементы коврика и сделать каждый из них в нескольких вариантах цвета. Почему-то в процессе раскрашивания целого эскиза не получается сразу учесть все цветовые нюансы.

Просто в одном варианте мне нравится краб, в другом водоросль. Но если их не поместить на один рисунок, можно не заметить цветовой дисбаланс.

А так можно экспериментировать с цветом отдельных частей коврика без риска испортить всю картину.

Кроме того, вырезанные и раскрашенные элементы эскиза можно будет приложить на реальный фон из ткани.

Как использовать цветовую раскладку при подборе материалов и фурнитуры?

Перед походом в магазин обязательно возьмите с собой цветовую раскладку!

Но ее наличие вовсе не означает, что нужно искать ткани точно такого же оттенка, как на вашем эскизе. Нет, нет и еще раз нет! Такая цветовая раскладка не «приговор, что обжалованию не подлежит». Это лишь ориентир, маяк, который поможет вам не сбиться с пути. И если вы никак не можете найти материал подходящего цвета (как в раскладке), всегда можете заменить его на другой. При этом вы будете видеть, какие цвета соседствуют с тем или иным деталями в игрушке, и поймете, на какой цвет можно заменить.

По мере подбора материалов для изделия, отрезайте от них небольшие лоскутки и прикалывайте к эскизу поверх тех элементов, для которых они предназначены. Именно приколите, а не приклеивайте. Чтобы в магазине вы легко могли снять лоскут с эскиза и приложить его к другим тканям, которые только планируете купить. Это позволит вам наглядно увидеть, как они будут смотреться вместе.

Сегодня я познакомила вас с цветовой раскладкой и рассказала об основных принципах ее создания. В следующий раз я покажу вам на примере Морского коврика как сочетать цветовые пятна в изделии. Эта информация поможет вам не только в создании цветовой раскладки, но и будет полезна при подборе материалов по цвету и принту (рисунку).

Если у вас остались вопросы, пожелания и предложения, обязательно задавайте их в комментариях. Я постараюсь ответить на них или подготовлю дополнительные материалы.

Ваша Анна Румянцева
Блог «Мама шьет. Творчество мамы с пользой для ребенка»
www.tailorann.ru


Рекомендую также почитать:

Эскиз игрушки. Часть 1. Зачем нужен эскиз?
Эскиз игрушки. Часть 2. Как рисовать эскиз?
Эскиз игрушки. Часть 3. Эскиз как рабочий инструмент

Оставьте свой комментарий!

Прикрепить изображение (только формат JPEG)