Как посеять зерна творчества в семье?


В прошлом году я рассказывала вам о книге Джулии Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях». И, как оказалось, тема творческого воспитания детей очень актуальна для вас, мои дорогие рукодельницы. А потому я с огромным удовольствием представляю вам отличную книжную новинку Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье».

В отличие от книги Джулии Кэмерон, в которой творчество позиционируется как образ жизни и мышления, Джин Ван’т Хал дает более практические рекомендации и представляет творчество как исследовательский процесс.

Но прежде чем я начну подробнее рассказывать о книге, хочу поближе познакомить вас с ее автором, чтобы вы поняли, что эта книга — не результат научно-исследовательской деятельности педагога. Она прожита и досконально проработана любящей и очень увлеченной творчеством мамой.

Джин Ван’т Хал — мама двух замечательных девчушек Майи и Дафны. С детства вся жизнь Джин наполнена творчеством. Она изучала историю искусств в Wellesley College, работала в музее и арт-журнале, некоммерческих культурных организациях.

Jean-Vant-Hul

Источник tinkerlab.com

А потому, когда у нее родилась первая дочь, Джин искренне хотела наполнить и ее жизнь радостью,  искусством и красотой. Так она организовала свой первый творческий кружок для детей. А также начала вести блог ArtfulParent.com, в котором делится идеями творческих занятий и размышлениями о творческом воспитании детей.

Весь этот богатый и невероятно интересный опыт Джин Ван’т Хал и лег в основу книги «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье».

tvorcheskoe-vospitanie

Источник mann-ivanov-ferber.ru

Книга «Творческое воспитание» состоит из двух частей: минимально необходимая теоретическая база и 60 мастер-классов для детей от 1 года до 8 лет. И что очень приятно, каждая глава начинается с вдохновляющей цитаты о детском творчестве, настраивая читателя на правильное восприятие информации.

Когда речь идет о творчестве, наша задача – помочь ребенку как можно выше подняться на свою собственную гору. Это все, что мы можем сделать.

Лорис Малагуцци

Джин Ван’т Хал рассматривает творчество, в первую очередь, как процесс, а результат вторичен. Для нее важнее, чтобы ребенок во время творческих занятий исследовал свои возможности, пробовал и экспериментировал, нестандартно применял стандартные инструменты или работал с необычными материалами и техниками. Именно поэтому многие мастер-классы в книге совсем не похожи на «традиционные» лепку, рисование и аппликацию. Во время предложенных Джин занятий ребенок изучает, познает, делает открытия.

Я неоднократно слышала от педагогов, психологов и арт-терапевтов, что они не любят детские раскраски. Что раскраски не способствуют творческому развитию и воспитанию. Но даже наоборот — они сильно ограничивают ребенка, ставят его в жесткие рамки. Раскраски нацелены на механическое достижение результата и не позволяют ребенку раскрыть и проявить его творческие способности. Теперь, благодаря книге Джин Ван’т Хал, я наконец-то поняла смысл этих слов.

«Творческое воспитание» станет отличным подспорьем для мам, которые понимают значение творческого воспитания своих деток, но не знают, с чего начать.  В первой части книги Джин подробно рассказывает для чего ребенку творчество, какие потрясающие результаты дает творческое воспитание.

13-14

26-27

Источник mann-ivanov-ferber.ru

Кликните по изображениям, чтобы увеличить их

После такого мотивирующего введения просто невозможно не заняться с ребенком творческими занятиями и экспериментами.

Далее подробно рассказано о возрастных особенностях освоения ребенком творческих задач с краткими рекомендациями по выбору заданиий для того или иного возраста и организации пространства и процесса.

29-30

Источник mann-ivanov-ferber.ru

Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Ну и как же без планирования! После изучения советов Джин Ван’т Хал вы просто не сможете сказать себе в оправдание: «У меня нет времени на творческие занятия с детьми!»

44-45Источник mann-ivanov-ferber.ru

Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Далее следует подробный рассказ о подготовке места занятий творчеством с небольшими хитростями и секретиками любящей мамы.

48-49

53-54

58-59

Источник mann-ivanov-ferber.ru

Кликните по изображениям, чтобы увеличить их

Интересен и рассказ о художественных материалах, в том числе и нестандартных, неожиданных для нашего восприятия. А также очень удобными для меня стали списки творческих материалов для разных возрастов.

74-75

Источник mann-ivanov-ferber.ru

Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Отлично поработали и редакторы книги, адаптируя ее под российского читателя. В тех местах, где автор-американка дает рекомендации книг и блогов о творческом развитии детей, естественно, англоязычных, редакторы сделали и свою подборку книг, переведенных на русский язык и популярных блогов Рунета, посвященных детскому творчеству. Было приятно увидеть среди них блоги знакомых мне авторов 😉

Но лично для меня особо ценными оказались две главы: «Как поддерживать начинающих художников» и «Хранение и демонстрация детских рисунков и поделок».

Я всегда реагировала на Сонины поделки и картины так: «Как красиво! Это уточка?». Но Джин объяснила, что это не только не эффективно, но и может вызвать обратную реакцию. Джин рассказала, как надо оценивать работы своего чада, какие вопросы задавать, чтобы не просто похвалить и поддержать творца, но и сам рассказ ребенка о своей работе превратить в творческий процесс.

А еще отныне я начала подписывать все работы Сони, указывать возраст и краткий комментарий о работе. Вот засела, перебрала копилку с Сониными творениями и понимаю, что не только не помню, когда они были созданы, но и что на них изображено, с каким настроением, мыслями была нарисована та или иная картина.

Иными словами, первая часть книги оказалась не менее полезной, чем вторая, практическая. Хотя бы потому, что теоретической базы нет в других книгах. Все предпочитают писать непосредственно о творческих занятиях, делиться упражнениями. Но не понимая как и для чего выполняются те или иные упражнения, мы можем допустить массу ошибок и потерять их «тайный смысл».

Что касается второй части книги, то тут все тоже очень умно построено. Все занятия разделены по категориям:

  • «Первые шаги» – для начинающих.
  • «Быстро и просто» – если у вас мало времени на творчество.
  • «Развиваем фантазию» – ну тут все понятно.
  • «Живопись действия» – удивительные занятия с брызгами красок, пеной для бритья, рисованием машинками и т.д.
  • «Тихие занятия для отдыха» – спокойные творческие занятия, после которых не требуется генеральной уборки дома.
  • «Групповые занятия» – рекомендации по проведению занятий с несколькими детьми. Я думала, что для меня они пока не актуальны. Но никогда не знаешь, что и в какой момент жизни может пригодиться. К нам пришла в гости дочка моей коллеги. И тут-то рекомендации Джин оказались как нельзя кстати!

Кстати, мы с Соней провели один эксперимент из книги – наблюдали за тем, как краска растекается по солевым дорожкам. Поистине захватывающее зрелище даже для меня. Что уж говорить про ребенка. Теперь Соня просит повторить.

IMG_2732

В каждой главе помимо мастер-классов даются еще и ценные рекомендации. Техника безопасности при использовании ребенком клеевого пистолета, как работать с глиной, как знакомить ребенка с ремеслами, как приспосабливать разные вещи для своих занятий и многое другое.

Отдельной главой вынесены рецепты изготовления самодельных красок, пластилина, теста, застывающей глины и т.п. Невероятно полезная глава! Жаль только, что в конце книги нет свойственных издательству «Манн, Иванов и Фербер» страниц для записей. Я бы вписала туда несколько рецептиков, найденных на просторах Интернета. В книге им было бы самое место. А то «валяются» где-то в недрах моего компьютера. Поди отыщи их в нужный момент.

Подводя итог всему выше сказанному хочу смело заявить — книга Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье» просто обязана быть в каждой семье, где есть дети!

IMG_2660

Ну а в дополнение к книге Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье» я купила еще одну книгу – «Айсберг на корове, или во что поиграть с ребенком» Аси Ванякиной. Кстати эта книга была в списке рекомендаций из книги Джин. Слышала и читала много прекрасных отзывов про «Айсберг на корове». И вот пришло время купить ее. Пока еще не изучала книгу внимательно, но даже беглый просмотр вдохновил очень!

Сейчас собираю необходимые материалы для творчества. Скоро уедем на дачу, будем там творить с Соней и племянником, проводить творческие эксперименты. А пока, пожалуй, устроим завтра рисование пеной для бритья на зеркале. А потом увлекательное купание!

А вы проводите творческие занятия с детьми? Если да, то какие и как?

Поделитесь в комментариях!

До скорой встречи!

Ваша Анна Румянцева
Блог «Мама шьет. Увлечение мамы с пользой для ребенка»
www.tailorann.ru


Рекомендую также почитать:

Виртуальная прогулка по городу над землей и под землей
Хирамеки - пиршество для фантазии и тренажер воображения
"Лучше поздно, чем никогда". Рецензия на книгу Барбары Шер

Оставьте свой комментарий!

Прикрепить изображение (только формат JPEG)