Как раскрыть творческое начало с помощью рисования?


Помните, недавно в статье под названием «Творческая Я! Творческая Я?» писала о том, что совсем погрязла в рутине и мне срочно требуется глоток «творческого» воздуха?

Нужно было срочно что-то делать. И я начала искать выход из творческого тупика, источники вдохновения. Для этого зарегистрировалась в нескольких тренингах по раскрытию своего творческого начала и развитию творческого потенциала.

Так вот:

«Как это часто бывает, озадачившись чем-то, мы начинаем видеть примеры повсюду»

Это цитата из книги, о которой пойдет речь в данной заметке.

Книга попала ко мне в нужное время и вызвала во мне массу противоречивых чувств: от негодования до восторга. И называется эта книга «Рисуйте свободно! Найти себя с помощью художественного дневника», автор Барбара Дайан Берри.

Когда издательство «Манн, Иванов и Фербер» предложило мне познакомиться с «Рисуйте свободно!» и написать на нее рецензию, первой мыслью было – отказаться!

risujte_svobodno-bigНу не художник я!

Да и просто бесит меня (простите, другого слова не могу подобрать) это так популярное сегодня правополушарное рисование! Все будто помешались на нем. Все повально раскрывают свои творческие способности через рисование. Да и большинство хороших Интернет-проектов, направленных на активизацию внутренних творческих резервов, почему-то работают именно «с кистью».

Не умею я рисовать! Не люблю! И не хочу этому учиться! Мне это не нравится! Не нравится, и все тут!

Но когда эмоции улеглись, на их место пришло любопытство. Что же это все-таки такое – модный тренд или эффективный инструмент. Надо разобраться в этом лично!

И вот книга передо мной. Разрываю упаковку и…

Это учебник рисования или художественный роман? Слишком много «букоф» и невероятно мало картинок! А те картинки, что есть… Ну это же уровень уроков ИЗО в начальной школе!!! А где же обещанные быстрые и выразительные результаты правополушарного рисования?

56-57Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном размере

Оказавшись в полной растерянности и непонимании, я даже нашла в Интернете и посмотрела видео-урок по правополушарному рисованию. И окончательно для себя убедилась в том, что книга «Рисуй свободно!» вовсе не об этой технике.

Тогда о чем же она?!

Любопытство взяло вверх. Начала читать. И неожиданно для себя «утонула» в книге. И погружалась в нее все глубже и глубже с каждым прочитанным словом. Благо, читается книга Барбары Дайан Берри на одном дыхании. И стиль изложения такой родной, близкий, понятный. Очень похож на… стиль Джулии Кэмерон в книге «Как воспитать творчество в детях».

Ну вот, стоило только подумать о Джулии, и ее имя тут как тут на страницах книги Барбары.

А ведь, по сути, они предлагают очень похожие методики. Только инструменты реализации отличаются. Джулия Кэмерон предлагает писать «Утренние страницы», а Барбара Дайан Берри – вести «Художественный дневник».

«Важная особенность дневника заключается в том, что он доступен и мобилен, поэтому вы можете обращаться к нему в любое время, в любом месте и, желательно, регулярно – именно так трансформация происходит наилучшим образом. Наподобие «утренних страниц», которые Джулия Кэмерон рекомендует в своей книге «Путь художника», практика ежедневного рисования открывает способность к внутреннему диалогу, необходимому для размышлений»

93-94Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном размере

Так, о чем же книга «Рисуй свободно!»?

Книга позиционируется как «2 в 1» — учебник по рисованию и пособие по арт-терапии для раскрытия творческого начала.

Со второй частью согласна на 100%. А вот первую ставлю под большое сомнение. Невозможно научиться рисовать с помощью этой книги.

Хотя, тоже спорно. Смотря, что понимать под «научиться рисовать».

Для меня «научиться рисовать» – это освоить техники рисования, правильно изображать перспективу, пропорции, грамотно сочетать цвета.

В книге же, скорее всего, подразумевается, что читатель освоит технику спонтанного, импровизационного рисования. А это совсем другое. Это не рисование как таковое. Это умение выражать на бумаге свой внутренний мир, настроение, душевное состояние. И то, что выходит из-под кисти – это не произведение искусства. Это очень личные «заметки».

Подобно записям в личном дневнике, Барбара не рекомендует никому показывать зарисовки и картины из своего художественного дневника. Люди могут не понять вас и ваши работы. Могут невольно обидеть. В книге Барбара даже рассказала историю о том, как подруга увидела ее картину, являющуюся автопортретом, и нелестно о ней отозвалась.

Вообще в книге очень много примеров и историй из практики преподавания Барборой техники свободного рисования. Истории ее учеников подкрепляют мысли Барбары, ее торию. Такие истории очень вдохновляют и предостерегают от возможных ошибок, готовят к тому, что возникнет самосаботаж и что это нормально!

Что еще очень ценно в книге, так это научные факты, подтверждающие теорию Барбары Дайан Берри. Когда она только начала работать над художественным дневником, то стала искать научные подкрепления своей теории. Для себя я узнала много интересных фактов о мозге и о том, какие процессы в нем происходят во время творческого процесса.

Теперь немного о том, что представляет собой техника спонтанного рисования.

Помните, я писала, что рисунки в книге, на мой взгляд, примитивны. В самом начале Барбара Дайан Берри предлагает рисовать точки, кляксы, линии. При этом не задумываться о сочетании цветов. Просто рисовать. Слушаться и доверять кисти и рисовать.

В отличие от правополушарного интуитивного рисования, техника спонтанного рисования предполагает работу без плана, фантазию на ходу, полную импровизацию. При этом важно ослабить контроль и избавиться от перфекционизма. Нельзя ничего исправлять, стирать и перекрашивать, даже если очень не нравится. Можно доработать, что-то добавить. Но исправлять – нет! Ведь цель данной техники не в том, чтобы нарисовать правдоподобно, реалистично. Важно выразить то, что скрыто внутри, и понять, что значат эти образы, что они хотят рассказать нам о себе самих.

«Если вы будете рисовать только то, что умеете, или что уже сложилось у вас в голове, то откуда возьмутся открытия? Творчество – это проникновение в неизвестное, исследование нового. Однако новизна – понятие индивидуальное и субъективное. Каждому из нас нужно перейти собственную реку. Цель – узнать то, чего вы о себе не знаете. Нужно понять, что сдерживает вашу фантазию – страх или слепое следование правилам.»

Не нужно бояться испортить рисунок, выглядеть глупо или нарисовать недостаточно хорошо. В свободном рисовании важен не результат, который, как мы помним, не стоит никому показывать. Важен процесс, который, по сути, является диалогом со своим внутренним «Я», со своим творческим началом.

Конечно, Барбара не отпускает читателя в «свободное плавание» без «лодки и компаса». Книга содержит ряд упражнений, определенных заданий, выполнение которых поможет лучше разобраться в себе, преодолеть творческие блоки, побороть страхи, развеять сомнения. Выполняя задание за заданием начинаешь чувствовать себя свободнно, появляется внутренняя гармония.

Что мне очень понравилось в технике свободного рисования, так это необходимость постоянно задавать самой себе вопросы. Эта техника похожа на самокоучинг.

145-146Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном размере

  • Что меня тревожит в этом рисунке? Что нужно добавить, чтобы его настроение, его посыл изменились?
  • Почему преобладает именно этот цвет?
  • Как возник этот образ? С чем может быть связано его появление?
  • Почему получился такой большой рот? Что это может означать?

Я прочитала всю книгу, согласилась и приняла каждое слово автора. Даже опробовала правило «ничего не исправлять» в рукоделии. И могу заявить, СРАБОТАЛО!

Но художник во мне все еще отчаянно сопротивлялся: «Вот еще, тратиться на хорошую бумагу, краски и кисти. Разок попробую, а потом все равно рисовать больше не стану!»

Книга несколько дней лежала на виду и «смотрела» на меня с укором. Не отпускала меня, не давала покоя.

А сегодня я решила затеять уборку и случайно наткнулась на Сонины краски. Это знак – нужно попробовать!

risuj-2

И хоть не стоит показывать зарисовки своего дневника, с вами я решила поделиться своим первым рисунком.

Не судите строго! Впервые за долгое время я позволила себе делать что-то без видимой цели, отключив перфекционизм и не боясь мнения окружающих. Я просто рисовала. Рисовала, как ребенок.

Знаете, я так увлеклась, что не заметила, как пролетело время. Я сидела и усердно вырисовывала все эти точечки. Казалось бы, какая глупость – точки. НО… я прошла стадии от отчаянного сопротивления, смущения, недовольства собой, своей «деревянностью» до… счастья, ощущения полета и вдохновения! В голове засуетились идеи игрушек, руки «зачесались» скорее их сшить.

risuj-1

Не знаю, смогу ли я ввести в привычку ведение художественного дневника. Но точно знаю, что буду пробовать. И для начала, куплю все необходимое, чтобы стимулировать себя, и чтобы процесс доставлял удовольствие.

Рисуйте! Как умеете. Главное – рисуйте!

Творческих вам успехов!

Ваша Анна Румянцева
Блог «Мама шьет. Увлечение мамы с пользой для ребенка»
www.tailorann.ru


Рекомендую также почитать:

Сердце и мозги - как залог успешного творческого бизнеса
Как посеять зерна творчества в семье?
Как рукодельнице научиться рисовать с нуля?

4 комментария на «Как раскрыть творческое начало с помощью рисования?»

  1. 1Кузнецова О.А.

    Спасибо! Очень интересно! Надо попробовать!

    [Ответить]

    Анна Румянцева Reply:

    Если попробуете, поделитесь, пожалуйста, потом своими впечатлениями. Буду очень благодарна!

    [Ответить]

  2. 2Ирина

    Анна, спасибо за полный разбор книги! Очень интересно было читать. Сразу захотелось купить 🙂

    [Ответить]

    Анна Румянцева Reply:

    Ирина! Очень надеюсь, что вам понравится не только обзор, но и книга. Сейчас я перечитываю ее занова, чтобы сразу выполнять задания. Меня она очень вдохновила. Последний раз я испытывала такое состояния «полета» после знакомства с книгой Джулии Кэмерон

    [Ответить]

Оставьте свой комментарий!

Прикрепить изображение (только формат JPEG)