Развитие ребенка второго года жизни


Приветствую вас, любящая мама, на блоге о шитье развивающие игрушки детям своими руками.

Сегодня я хочу рассказать вам о закономерностях развития ребенка на втором году жизни. Сразу оговорюсь, я не ставлю своей целью написать подробную энциклопедию, с разбивкой на этапы развития по месяцам. Нет! Если вам нужна подобная информация по этой теме, вы сможете найти ее в многочисленных книгах по развитию и воспитанию детей. На специализированных блогах и форумах.

Я лишь остановлюсь на основных, ключевых моментах, которые просто необходимо знать, чтобы создать игрушку, которая будет не просто интересна малышу в его возрасте, но и помогать в его развитии, познании мира, получении новых знаний и освоении важных умений и навыков.

Вот уже позади первый, пожалуй, самый тяжелый, но и очень интересный год жизни вашего ребенка.

Каждый день вы с огромным вниманием и удовольствием замечали что-то новое в развитии вашего крохи, радовались любым его достижениям. И каждый месяц, наверняка, праздновали мини День рождения.

Но, смею вас заверить, второй год не менее интересный. Ведь малыш осваивает свободное, самостоятельное  передвижение. А значит границы его мирка раздвинулись. И то, что раньше ему было недоступно, на что он мог только смотреть, попадает в поле его действия. Он очень хочет все исследовать, все познать.

Физическое развитие

К началу второго года малыш уже умеет сидеть, стоять, ползать. Поэтому дети начинают осваивать, а кто-то уже и совершенствовать, навык ходьбы.

Первые шаги еще совсем неуверенные. Детки часто падают, им трудно преодолевать препятствия (ступеньки, поребрики), да и большие расстояния им пока не под силу.

Но уже к концу второго года ребено ходит весьма уверенно, пропадает шаркающая походка. Малыш даже бегает (порой, это очень забавное зрелище), прыгает, поднимается по лестнице, кружится, танцует.

Помимо ходьбы совершенствуются и другие моторные навыки малыша. Движения его рук становятся все более точными, действия с предметами приобретают большую ловкость. Кроха аккуратно выстраивает из кубиков довольно высокую башенку, легко управляется с игрушками-вкладышами, играет с конструктором, метко кидает мячик, учится рисовать.

Все это оражается на «качестве» его игры. И ребека самого очень радует такое положение дел.

Психоэмоциональное развитие

На втором году жизни происходит бурное эмоцональное развитие. Если ребенка ничего не беспокоит, то, как правило, он находится в хорошем настроении, много лепечет, улыбается, смеется.

Проявляется интерес к сверстникам, их действиям. Малыш начинает эмоционально общаться и находить общее занятие с другими детьми.

Но потребность в общении со взрослым по-прежнему велика. Развитие ребенка, его активность и эмоциональное состояние напрямую зависит от того сколько с ним разговаривают и играют взрослые.

После полутора лет эмоционально дети становятся уравновешеннее.

Умственное развитие

На втором году жизни познание ребенка происходит в активной форме. Теперь малыш уже не просто созерцает, а везде залезает, пробует, щупает, двигает.

Продолжается сенсорное развитие крохи. Ему уже необходимо не просто узнавать цвета и ощупывать фактуры, но устаннавливать форму, размеры, подвижность окружающих его предметов.

В этом возрасте мышление развивается в процессе предметной деятельности. Именно взаимодействие с предметами помогает малышу знакомиться с их свойствами.

Важное новообразование – способность к обобщению. Но пока опыта у ребенка немного, он еще не умеет выделить главный общий признак в группе предметов. Поэтому обобщения могут быть неверными. Например, при слове кружка ребенок начинает показывать все, что может быть горячим. Ведь в кружке налит горячий чай.

Под руководством взрослого малыш начинает различать и сравнивать (папа большой – Соня маленькая), находить сходства предметов по их признакам (форме, цвету, размеру), устанавливать связь между явлениями (дождь – гулять не пойдем). Сначала он делает это по образцу и с помощью взрослого. А потом уже и сам по словесному указанию.

Малыш учится действовать несколькими предметами. Перемещать их относительно друг друга, действовать с предметами опосредованно (толкать мячик палкой).

Развивается и память ребенка. Он уже не просто узает предметы, людей, явления, но и вспоминает о том, что отсутствует в настоящее время. Сначала эти воспоминания возникают при какой-то наглядной ситуации (папины тапки, а папа на работе). Постепенно воспоминания появляются по слову (где Сонина кукла?).

Развитие речи

Активно развивается понимание речи. К полутора годам ребенок начинает понимать смысл целых предложений, знает большое количество слов и может выполнять словесные просьбы взрослого (принеси мячик, подай книжку, садись за стол).

Вслед за этапом понимания речи взрослого, ребенок и сам начинает говорить. Сначала увеличивается словарный запас, обогащается жестовая речь и мимика. Т.е. то, что ребенок пока еще не может выразить словами, он дополняет жестами.

Но, в среднем, уже к началу третьего года, словарный запас малыша достигает 200-300 слов. И это не только названия предметов, но и описание их качеств.

Потихоньку появляется фразовая речь, т.е. малыш начинает говорить словосочетаниями.

Для развития речи очень важно в этот период массажировать пальчики малыша, развивать мелкую мотрику, читать и много говорить с ребенком.

 

Формирование новых навыков

На втором году жизни начинают формироваться различные бытовые навыки: ребенок сам умывается, садится за стол во время еды, ест аккуратно, пользуясь ложкой, сам может частично раздеться, одевает шапку и пр.

Дети в этот период активно подражают взрослым. Поэтому важно следить за собой, своими действиями. Не получится обучить ребенка тому, чего вы не делаете сами.

Также к концу второго года  малыш начинает усваивать некоторые нормы поведения.

Игровая деятельность

Игра ребенка на втором году совершенствуется, обогащается ее характер.

Свой «образ жизни» малыш переносит на игрушки – кормит кукол и мягкие игрушки, берет их с собой купаться, укладывя спать развевает, катает в колясочке, ругает, жалеет… Т.е. развивается подражательная игра. В таких играх уже появляется и сюжет, состоящий из нескольких связанных между собой действий.

Ребенок этого возраста любит всё новое, яркое, красочное. В игрушках для него важно не качество, а количество. Поэтому можно создавать много небольших, простых игрушек и часто их менять.

Как мы видим, за второй год в развитии малыша происходит не менее качественный скачок в развитии по сравнению с первым годом. Всего за один год ребенок очень взрослеет не только в физическом, но и в умственном плане. И это не удивительно! Ведь малыш познаёт окружающий мир всеми возможными на то способами. А их, способов познания, у ребенка теперь намного больше. Как результат, ребенок многого достигает и многого добивается.

Ну а в следующий раз мы поговорим с вами о том, какие ребенку нужны развивающие игрушки от года. И что из игрушек мы можем сшить своими руками.

До скорой встречи.

Ваша Анна Румянцева

Блог «Мама шьет. Увлечение мамы с пользой для ребенка»

www.tailorann.ru


Рекомендую также почитать:

Развивающая игрушка. Что за чудо такое?
Вам подарок в День Рожденья Сони!
Интернет-тренинг по шитью грелки-игрушки с вишневыми косточками

3 комментария на «Развитие ребенка второго года жизни»

  1. 1Виктория

    Согласна, что у ребенка всё взаимосвязано: физическое развитие с интеллектуальным.

    Мы с 7 месяцев в бассейн ходим, т.к. дочка очень-очень любит в воде плескаться, ванна стала «мала» ))))

    [Ответить]

  2. 2Анна

    О, когда у меня был первый ребёнок для меня были очень важны такие статьи о развитии, было интересно читать и соотносить развитие сына и описание того, что в среднем бывает.

    Сейчас, со вторым ребёнком, иногда просматриваю больше психологические моменты развития, скорее сенситивные этапы, какие потребности в развитии душевных качеств реализуются.

    Вот, например, mamalama.by/razvitie-reby...acev-do-2-5-let/

    [Ответить]

    Анна Румянцева Reply:

    Спасибо, Анна! Очень интересные заметки.

    [Ответить]

Оставьте свой комментарий!

Прикрепить изображение (только формат JPEG)