Творческая мастерская маленьких исследователей


Сегодня я хочу познакомить вас с очередной книгой о творчестве с детьми. Хотя, скорее не так. «Очередная» — это очень пренебрежительно сказано о ТАКОЙ книге! Но оценить по достоинству книгу «Творческая мастерская» Ракель Дорли я смогла далеко не сразу.

После легкой для восприятия, полной ярких фотографий и эмоций книги «Творчество с малышами» Натальи Костиковой, чтение «Творческой мастерской» сначала давалось мне с большим трудом. Книга Ракель Дорли совсем другая. Фотографий много, но они есть далеко не на каждой странице. Много текста и он какой-то очень «умный» что ли.

Мне стало интересно, кто же такая Ракель Дорли и почему ее книга так похожа на научную работу в области развития творческих способностей детей. Оказывается, Ракель является основателем популярного блога Tinkerlab, преподавателем искусства и художественного творчества, имеет степень магистра этой в области и ведет семинары по образному мышлению и прикладному творчеству.

rakel-dorliИсточник mann-ivanov-ferber.ru

Согласитесь, такой опыт впечатляет, вызывает уважение и интерес  к книге. Именно поэтому «Творческая мастерская» хоть и включает в себя 55 мастер-классов для маленьких исследователей, но так не похожа просто на копилку идей. «Творческая мастерская» — это настоящий учебник для родителей, которые верят, «что каждый день можно прожить весело, творчески и со смыслом».

tvorcheskaya-masterskaya-bigИсточник mann-ivanov-ferber.ru

Книгой очень удобно пользоваться благодаря продуманной логичной структуре.  Она состоит из двух больших блоков – подготовка и практика.

В первом блоке Ракель рассказывает об инструментах для творчества, делится опытом оборудования мастерской для маленького исследователя и дает много практических советов.

Ракель много пишет о творческих занятиях на улице, что весьма проблематично реализовать в черте города. Но это будет очень полезно для организации и проведения творческих занятий с детьми на даче.

Для людей со скованными жилищными условиями окажутся очень полезными рекомендации как выбросить детский хлам безболезненно для ребенка. Я обычно делаю это втихаря от Софи, но потом «огребаю от нее по полной программе». Но Джиллиан Максим, одна из экспертов-соавторов книги,  рекомендует делать это исключительно вместе с детьми!

С самого начала все творческие материалы я хранила в открытом доступе для ребенка.  Соня всегда знала, что она в любой момент может взять все, что ей нужно. Но Ракель Дорли рассказала, как организовать пространство для самостоятельной работы не просто безопасным. Но и чтобы оно постоянно поддерживало интерес ребенка.

А еще Ракель дает советы, как справиться с беспорядком. Например, для того, чтобы привлечь ребенка к уборке, не стоит приступать к следующему занятию, пока не убрано все после прежнего. Но занятия из книги такие манящие, что ребенок точно согласиться все убрать, лишь бы поскорее приступить к следующему.

Очень ценной для меня оказалась глава «Десять правил развития творческого начала», в которой Ракель рекомендует поощрять вопросы,  учиться слушать активно, проявлять любопытство, воспринимать ошибки как благо, относиться ко всему как к эксперименту и пр.

Но меня больше всего поразила мысль о том, что скука – это путь к самосовершенствованию!

Я всегда так неуютно себя чувствую в те моменты, когда мне нужно работать, а Софи слоняется без дела. Мне так и хочется все бросить и придумать ей какое-то развлечение. Но муж все время ругает меня: «Оставь ее в покое! Не видишь, ребенок занимается!». И правда, Соня сначала поноет немного что ей скучно и нечем заняться. А потом вдруг замолкает, погрузившись с головой в какое-то дело.

Нет, Ракель не говорит о том, что с малышом совсем не нужно заниматься, предоставив его самому себе. Этот номер не пройдет. Ведь для того, чтобы ребенок мог сам занять себя чем-то, у него должен быть опыт подобных занятий.

Но ребенку необходимо столкнуться со скукой и преодолеть ее. Только так он сможет «удовлетворять любопытство, воображать, строить, экспериментировать и исследовать».

Скуку лечат любопытством.

Любопытство – неизлечимо.

Но самое ценное, что я почерпнула из этого блока – это творческие приглашения! По сути, приглашение к творчеству представляет собой «сочетание материалов и контекста, который интригует ребенка и манит его поиграть».

Сначала я не поняла и не оценила их. Мне казалось, что это что-то невнятное. Но все изменилось, как только мы дочей опробовали творческие приглашения на практике.

Мне срочно нужно было дошить развивающий коврик, но дочка болела, сидела дома и совершенно не давала что-либо делать. Тогда я поставила на стол  коробочку с зубочистками, жевательный мармелад и пластилин. А затем спросила у Сони: «Как думаешь, что из этого можно сделать?».

IMG_6486Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Софи живо заинтересовалась. Я показала ей, как можно втыкать зубочистки в мармелад, чтобы построить всевозможные конструкции. Но дочка решила, что «портить» мармелад нельзя. Она восприняла его как награду, а сама начала увлеченно конструировать из пластилина и зубочисток. И так погрузилась в этот процесс, что даже сейчас, спустя две недели, до сих пор что-то  придумывает.  Сначала Сонька соорудила зонтик и сковороду. Потом слепила несколько цветков на ножке из зубочистки и украсила ими горшки с живыми цветами. Но когда дочка придумала помаду и спички в коробке из пластилина и зубочисток, тут мы с мужем ахнули. Это ж надо было додуматься до такого!!! А пока я писала эту заметку, Соня сделала зубную щетку и расческу.

Все проекты, опыты и знания, описанные во второй, практической части книги, разбиты на четыре больших раздела:

  1. Художественное творчество
  2. Конструирование
  3. Всевозможные смеси
  4. Исследования

Несмотря на то, что я изучила уже несколько книг о творческих занятиях с детьми, в «Творческой мастерской» практически все было для меня в новинку.

Соня занимается в кружке рисования, много рисует дома, мы с ней принимали участие в различных художественных марафонах, но при этом раздел «Художественное творчество» подарил нам много новых идей творческих проектов. Одно только рисование на банане чего стоит. А ведь идея лежала на поверхности, но я не смогла уловить ее сама.

77-78Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Очень понравилась идея с рисовальными кубиками. На гранях одного кубика изображены разные цвета. У второго – фигуры. А у третьего кубика – линии. Кидаем кубики и рисуем в тех условиях, что заданы кубиками. А рамки, как я уже писала, отлично расширяют творческие горизонты.

В книге приведены потрясающие эксперименты с жидкой акварелью. Правда, мне пока не удалось ее найти. Но уверена, что она есть в профессиональных художественных магазинах.

89-90 99-100Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Рисование клейстером, мраморная бумага с краской и маслом, оттиски пенополистирола – это то, чем я хочу заняться с Софи в ближайшее время.

В разделе «Конструирование» нам Соней очень понравился мармеладный конструктор с зубочистками (о нем я писала выше), ракеты из коктейльных трубочек, волчки из CD-дисков и забивание гвоздей.

136-137Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

А вот описание рисовального аппарата и робота показалось мне не очень понятным. Но, вполне возможно, все встанет на свои места, когда мы начнем их делать.

145-146Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Раздел «Всевозможные смеси» — это нечто невероятное! Тут есть где развернуться не только ребенку, но и взрослому. Самодельная краска из растений,  хлюпа, лизун, эксперименты со льдом и солью, мороженое в банке, эксперимент с голым яйцом, невидимые чернила…  На мой взгляд, это не просто самый интересный раздел. Это редкая информация, которую до сих пор я не видела в таком объеме под одной обложкой.

177-178Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

И заключительный раздел, посвящен исследованиям. Все дети по своей натуре – маленькие исследователи. Они познают мир опытным путем. Им нужно щупать, пробовать «на зубок», проверять на прочность. Проекты из этого раздела помогут ребенку развить наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, не переставая при этом удивляться.

209-210Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Описание всех проектов имеет четкую, очень продуманную структуру:

  • Собственно описание проекта. Как появилась идея этого занятия. На каких принципах оно основано. В каком возрасте его можно проводить. Что это даст ребенку.
  • Список материалов. Все четко, по пунктам, с рекомендациями по выбору и перечнем альтернативных материалов.
  • Подготовка. Если выполнение проекта требует предварительной подготовки, Ракель Дорли подробно описывает что, как и когда нужно сделать.
  • Приглашения. Помогают интересно преподнести ребенку проект, заинтересовать его. Причем, во многих проектах Ракель описывает несколько разных приглашений к творчеству. Это позволяет одно и то же занятие проводить несколько раз и всегда по-разному. Или с детьми разного возраста.
  • Эксперименты. В этом разделе Ракель Дорли дает рекомендации, как можно выполнить проект иначе, чем его можно дополнить. Или задает вопросы, на которые так и хочется найти ответ опытным путем.

Сегодня мы слепили из пластилина вулкан и проводили опыты с содой и уксусом. Соня просто влюбилась в этот эксперимент. И сейчас, следуя рекомендациям Ракель Дорли  сидит и спокойненько лепит вулкан размером побольше. Ведь завтра, мы будет устраивать разноцветное извержение.

Отдельно хочется отметить, что в книге «Творческая мастерская» много вставок-мнений различных педагогов, экспертов в области творческого развития детей, работников сферы искусства и просто творческих родителей. Каждый из них делится своим опытом и идеями.

Так профессор Стэнфордского университета, преподаватель кафедры художественного обучения Эллиот Айзнер рассказывает, чему учат занятия художественным творчеством. Очень понравился мне пункт, который гласит:

«Занятия художественным творчеством учат тому, что при решении сложной задачи цель редко остается постоянной и может меняться в зависимости от открывающихся возможностей. Занимаясь художественным творчеством, необходимо быть готовым в ходе работы уступить внезапно возникающим обстоятельствам».

Из интервью с преподавателем детского сада при Стэнфордском  университете Парул Чандрой  можно узнать много интересных нюансов по обустройству уголка открытий. А директор этого детского сада Дженнифер Винтерс рассказывает, чем хороши самые простые материалы. Ведь для того, чтобы раскрыть и развить творческие способности ребенка, совсем не нужны супер навороченные материалы. Простые материалы всегда предполагают большую вариативность их использования. А проекты, предложенные Ракель Дорли подтверждают эти слова.

Книга «Творческая мастерская» Ракель Дорли является продолжением серии изданий о детском творчестве, которую открыл бестселлер Джин Вант Халл «Творческое воспитание». Обе книги отлично дополняют друг друга.

В качестве резюме хочу сказать – книга требует серьезной проработки. Это не развлекательное издание с большим количеством идей, сгруппированных по темам. Это систематизированный подход к творческому развитию детей. Подход, цель которого не просто занять ребенка увлекательными экспериментами, а воспитать любопытство, гибкость и пытливость ума, умение смотреть на предметы, явления и события под разными углами и во всем искать позитив 😉

Ваша Анна Румянцева
Блог «Мама шьет. Увлечение мамы с пользой для ребенка»
www.tailorann.ru


Рекомендую также почитать:

Нескучалки, рисовалки... Поиграем?!
Как раскрыть творческое начало с помощью рисования?
Великие изобретатели. Кто они?

Оставьте свой комментарий!

Прикрепить изображение (только формат JPEG)