«В поисках кадра» или как развить творческое зрение фотографа


С появлением в моей жизни Инстаграма я остро ощутила потребность в красивых фотографиях и интересных ракурсах. Я уже столько времени шью игрушки и готовлю по ним мастер-классы. И, казалось бы, увлечение фотографией должно было проснуться во мне давно. Но, признаюсь честно, фотографирование игрушек и этапов их изготовления – это самая не любимая мною часть процесса создания мастер-классов. Я всегда искренне считала, что в плане фотографии, руки у меня не из того места растут. Ну нет у меня какого-то особого видения, не умею я строить интересные композиции. Это не мое!

А тут прямо прорвало – хочу! Не потому что надо, а действительно хочу научиться! Но, как известно, «бойтесь» своих желаний, они могут сбыться. Стоило только подумать о том, что пора начать обучаться искусству фотографии, как решения стали меня находить сами.

Сначала сестренки подарили мне на День Рождения фотофон. Потом я случайно нашла в Инстаграме, «виновнике» моего нового увлечения, бесплатный курс по фотографии, на котором получила очень важные знания о свете, цвете и композиции. Одно только использование отражателя существенно повысило качество моих фотографий.

Вдохновившись этим курсом, я решила продолжить самообразование в области фотографии. И стала искать подходящие книги.

Так как я никогда не стремилась серьезно заниматься фотографией, то и фотоаппарата хорошего у меня нет. Он просто был мне не нужен. В наличии только древняя «мыльница» и телефон с камерой. Поэтому для начала я решила получить базовые знания, которые смогу применять и оттачивать при помощи камеры на мобильном телефоне.

Выбор пал на новинку от моего любимого издательства «Манн, Иванов и Фербер». Это книга «В поисках кадра. Идея, цвет и композиция в фотографии», написанная Брайаном Петерсоном.

v-poiskah-kadra-bigИсточник mann-ivanov-ferber.ru

В описании книги сказано:

… это книга об идеях, берущихся из потока, который течет сквозь каждого из нас. В ней детально раскрывается нетехническая сторона искусства фотографии. Здесь вы найдете описание всех базовых элементов и техник, которые позволят преодолеть привычку смотреть на вещи традиционно, делая скучные, банальные снимки.

Да ведь это же именно то, что я хотела!

Подкупал еще и тот факт, что это уже третий вариант книги Брайана Петерсона. Первая книга была издана еще аж в далеком 1988 году. Тогда мне было всего 8 лет. Мы с папой снимали на пленочный фотоаппарат «Зенит», а потом печатали черно-белые фотографии в ванной комнате при полной темноте. С тех пор многое изменилось в сфере фотографии. И Брайан Петерсон, как истинный профессионал, переработал свою книгу, шагая в ногу с современностью. А плохая книга, как мне кажется, не способна пережить такое количество переизданий.

Поэтому когда издательство предложило мне познакомиться с книгой «В поисках кадра» и рассказать о ней читателям блога «Мама шьет», я безумно обрадовалась! Ведь уже несколько дней присматривалась к ней и подумывала о покупке.

Книга «В поисках кадра» меня очень порадовала и, одновременно с тем, несколько огорчила.

Хочу сразу предупредить, что Брайан Петерсон не научит вас снимать свои изделия, преподнося их в лучшем свете. Не расскажет, как снимать любимых и таких неусидчивых деток. На зато в ней очень много удивительных абстрактных кадров и необычных пейзажных снимков.

IMG_20160916_170243Кликните по изображению, чтобы увеличить его

«В поисках кадра» – это книга об искусстве фотографии в целом. Она учит видеть необычное в привычном и заурядном. Она буквально открывает глаза и вдохновляет отправиться на фотоохоту за самым ярким и неожиданным кадром.

2_003Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Но обо всем по порядку.

Как я уже писала выше, в описании книги сказано, что в ней раскрываются нетехнические аспекты создания красивых кадров. Но в первом же разделе «Смотрим на мир шире» рассматриваются различные объективы, их параметры и характеристики. И это насторожило меня. Неужели эта книга только для обладателей зеркальных камер!? А как быть мне?

Но оказалось, что эта информация просто необходима для глубокого раскрытия темы. Ведь объектив во многом определяет то, что и как мы видим в видоискателе, и что получится в итоге. В целом же, эта книга не о технических возможностях дорогих камер и разнообразных объективов. «В поисках кадра» – это книга о развитии творческого видения.

Брайан Петерсон призывает быть смелее и не бояться экспериментов. Только так можно создать нечто выдающееся!

… заставляя себя увидеть лес глазами лягушки, городскую улицу – с уровня тротуара, задний двор вашего дома – с высоты дроздового гнезда. (Лестницы нужны не только для малярных работ). Лягте на спину под раскидистой елью и покажите дерево глазами белки, которая только что вскарабкалась вверх по стволу.

Книга совсем не похожа на учебное пособие. Теоретической части минимум – все по делу, никакой «воды». Основной упор сделан на разбор примеров. Причем это не сухой анализ достоинств и недостатков той или иной фотографии. Это небольшие истории из жизни автора, случаи с его мастер-классов, личные переживания. Читаешь книгу и проникаешься доверием к Брайану Петерсону, постепенно узнаешь его как личность, убеждаешься в его профессионализме.

3_004Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Автор на фото-примерах показывает, как отличаются кадры, сделанные на одной и той же местности при помощи разных объективов и с разных ракурсов. Наглядно демонстрирует, как видит большинство начинающих фотографов и как на том же самом месте, при тех же условиях сделать совершенно иной кадр. Очень много сравнений из серии «до» и «после».

1_003Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Основной упор Брайан Петерсон делает не только на эстетику композиции, но и на эмоциональный посыл. Ведь разглядывая фотографии, мы в первую очередь оцениваем их с точки зрения эмоций, которые они вызывают. Именно эмоции определяют наше отношение к кадру, нравится он нам или нет.

Очень интересными оказались примеры того, как мешающий в кадре элемент может стать прекрасным фоном, выделяющим главный объект композиции.

IMG_20160916_171704Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Самым интересным и полезным для меня оказался раздел «Элементы композиции». Тут было невероятно много открытий. Особенно мне полюбились такие элементы, как линия, форма и текстура.

Брайан рассказывает о том, как линия может продемонстрировать покой или движение, мощь и энергию или мягкость и игривое настроение.

Один из лучших способов использовать линии в фотографии – делать их для зрителя проводниками в самую важную часть кадра. Иногда линия – сама по себе объект съемки, порой она играет менее очевидную роль, остается отчасти «спрятанной» от зрителя, хотя и направляет его взгляд.

… линии способны заявлять о себе через толщину (несомненно, толстые обладают большим зрительным весом, чем тонкие), но и направление играет важнейшую роль, создавая атмосферу то настойчивости, то расслабленности.

IMG_20160916_170139Кликните по изображению, чтобы увеличить его

По форме люди обычно опознают предметы. Умение опознавать формы или отсутствие такового либо дает чувство уверенности, либо вызывает тревогу. Лучше всего определяют форму тени и силуэты. И фотографировать их – это невероятное удовольствие!

Во-первых, лучше всего форма определяется тогда, когда объект освещен спереди или сзади.

Во-вторых, необходим яркий контраст между формой и ее окружением. Если вам захочется запечатлеть силуэты, нет более подходящего времени, чем несколько минут непосредственно до и сразу после заката или рассвета. В это время видимые фигуры и фактуры исчезают, оставляя четкие контуры на фоне неба.

IMG_20160916_170022Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Текстура же побуждает сильные эмоции, хотя из всех элементов композиции она чаще всего остается «незримой».

Возможность видеть и передавать осязательные ощущения зависит от одного важного условия: освещения. Удачная фотография с участием текстур – в противоположность линии, форме, узору или цвету – возможна, если источник света расположен снизу. Поэтому «охотиться» за текстурой лучше ясным днем – рано утром или ближе к вечеру. Одни объекты с выраженной текстурой – например, древесную кору, – опознать легко, а другие требуют более пристального изучения. Тогда возьмите макрообъектив.

IMG_20160916_165906Кликните по изображению, чтобы увеличить его

В разделе «Композиция» Брайан Петерсон делится секретами, как привносить чувство гармонии в любую фотокомпозицию. На примерах показывает, как меняется настроение снимка в зависимости от выбора горизонтального или вертикального расположения камеры.

IMG_20160916_170502Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Как можно заполнить весь кадр, но при этом не захламить его. Ну и, конечно же, рассказывает о правиле третей и золотом сечении.

5_002Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Свет – это самое «больное место» всех моих фотографий. Поэтому раздел «Волшебство света» я изучала особенно внимательно.

Как оказалось, свет, действительно, имеет волшебное воздействие на снимки. И дело даже не в наличии или отсутствии теней. Свет определяет настроение кадра, его цветовую наполненность.

В хорошую погоду перед рассветом (и примерно через 20 минут после заката) безоблачное небо окрашивается в холодные оттенки синего и пурпурного или розовые и красные тона. Все меняется с пробуждением солнца, когда его теплый свет раскрашивает предметы спереди и сбоку оттенками оранжевого и золотого. Обычно примерно в течение часа до заката такая смена цветов происходит в обратном порядке. Многие фотографы называют это время золотым часом: для фотографирования это самые волшебные 60 минут дня.

6_002Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Также хочется отметить тот факт, что все фотографии в книге имеют описание технических параметров съемки – какой фотоаппарат и объектив были использованы, какие были выставлены параметры ISO, выдержки и фокусного расстояния. Полагаю, что эта информация будет полезна для тех, кто решил оказаться от автоматического режима съемки, но еще не достаточно разобрался в том, какие настройки при каких условиях съемки и для какого результата нужны.

В заключительном разделе Брайан Петерсон рассказывает о том, как он использует Photoshop. Как фотограф старой закалки, фотографировавший на пленочные фотоаппараты, где нельзя ничего изменить в кадре, Брайан практически не использует Photoshop для редактирования своих снимков, для удаления лишних предметов и коррекции ошибочно выставленных во время съемки настроек. Он использует Photoshop для создания еще более интересных кадров и коллажей, для оживления снимков и придания им новых эмоций.

Не ждите от этого раздела подробных инструкций по работе с Photoshop. Ведь эта книга о нетехнической стороне фотографии. Брайан лишь делится своими идеями и рассказывает, с помощью каких инструментов Photoshop он их реализовал. Ну а дальше, при желании, вы сможете найти в Интернете уроки о том, как работать с названными инструментами.

Больше всего мне запомнилось понятие «зум ногами». Брайан призывает приближать объекты съемки не при помощи возможностей объектива, а физическим перемещением фотографа в пространстве. Шаг – кадр. Еще один шаг и снова кадр. Но даже когда вы сделаете отличный, по вашему мнению, кадр, не останавливайтесь на достигнутом –  сделайте еще пару шагов вперед и, возможно, в видоискателе своей камеры вы увидите нечто совершенно потрясающее. Да, Брайан Петерсон перфекционист, но в хорошем смысле этого слова.

4_004

Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Назвать книгу «В поисках кадра» практическим пособием очень сложно – упражнений в ней мало, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Но это довольно интересные упражнения на развитие умения видеть. И это очень продвигающие упражнения.

В целом же, как мне кажется, основная задача книги не научить, а вдохновить и направить. И Брайан Петерсон справился с этим просто великолепно! После прочтения каждой главы я подрывалась с места, хватала свой телефон и отправлялась на прогулку в поисках кадра. Это было так увлекательно и так затягивало. А однажды вместо того, чтобы быстренько добежать до пекарни и купить свежих круассанов к завтраку, я гуляла целых 2 часа!

А это результаты моих экспериментов на камеру мобильного телефона:

IMG_20160916_171907

IMG_20160916_171129

IMG_20160916_171055

IMG_20160916_171001

IMG_20160916_172105

В отличие от содержания оформление книги меня очень расстроило. Если честно, то «В поисках кадра» больше похожа не на книгу, а на толстый глянцевый журнал… дорогой такой журнал. За 1600 рублей я все-таки ожидала увидеть книгу в твердой обложке и с привычной для книг издательства «Манн, Иванов и Фербер» лентой-закладкой.

Кроме того, для такого переплета книги выбрана не самая удачная верстка страниц. Некоторые кадры расположены прямо посередине разворота. То есть часть кадра на одной странице, и еще один фрагмент – на другой. А так как книгу нельзя раскрыть полностью, то кадр визуально получается разрубленным, что не позволяет насладиться им в полной мере.

IMG_20160916_170645Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Фото на обложке – отдельная история. Когда я первый раз увидела книгу на сайте издательства, то обложка меня скорее оттолкнула, чем вызвала интерес. Мне было совершенно непонятно, что это за белые разводы и красно-оранжевые пятна. Поняла я это только когда начала читать книгу и нашла на ее страницах пояснение к кадру и рассказ о том, как он был сделан. Если честно, то именно из-за обложки я сомневалась в том, стоит покупать эту книгу или нет.

IMG_20160916_170735

Книга рекомендована к прочтению как новичкам, так и профессиональным фотографам. Хотя я сомневаюсь, что опытные фотографы могут узнать из нее что-то ценное. Ведь основной акцент в книге «В поисках кадра» сделан на базовых элементах фотографии, таких как композиция, элементы композиции и освещение. Скорее всего, книга будет интересна профи лишь в качестве обмена опытом. Ведь профессионалы любят посмотреть, как ту же самую работу выполняют другие. В целом же, мне кажется, вся информация из книги настоящему профессионалу должна быть знакома.

Что же касается новичков, то я бы уточнила, что книга окажется действительно полезной для счастливых обладателей зеркальной фотокамеры, которые более-менее разобрались в ее настройках, но пока не могут сделать интересные кадры. Или для тех, кто хочет научиться снимать не только в автоматическом режиме. Хотя и не менее счастливые обладатели обычной «мыльницы» или мобильного телефона с камерой почерпнут из книги много интересного. Ведь большинство советов универсальны. Не столь важны технические возможности камеры. Главное развивать творческий потенциал фотографа и умение не просто смотреть, но видеть и чувствовать.

А теперь главный вопрос – купила бы я книгу «В поисках кадра. Идея, цвет и композиция в фотографии», если бы с самого начала знала, о чем в ней написано и как она оформлена?

Да, непременно!

Дорого?

Да! Но то вдохновение, тот запал, и те знания, что мне подарила эта книга – бесценны! И я уверена, что фотографии в этом блоге и моем Инстаграме будут становиться от раза к разу все лучше и лучше! При условии, что я еще раз перечитаю некоторые моменты, буду развивать свое «творческое зрение» и регулярно практиковаться в фотографии.

Ваша Анна Румянцева
Блог «Мама шьет. Увлечение мамы с пользой для ребенка»
www.tailorann.ru

P.S. Как обычно на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер», вы можете ознакомится с двумя фрагментами из книги. Кликните на обложку книги, чтобы прочесть введение. А затем введите свой емайл в поле под обложкой, чтобы получить на почту несколько страниц первого раздела «Смотрим на мир шире».



Рекомендую также почитать:

Дивнозары – книга с «Вау»-эффектом
Handmade-бизнес глазами американского творческого бизнес-консультанта
"Лучше поздно, чем никогда". Рецензия на книгу Барбары Шер

Оставьте свой комментарий!

Прикрепить изображение (только формат JPEG)