«В поисках кадра» или как развить творческое зрение фотографа


С появлением в моей жизни Инстаграма я остро ощутила потребность в красивых фотографиях и интересных ракурсах. Я уже столько времени шью игрушки и готовлю по ним мастер-классы. И, казалось бы, увлечение фотографией должно было проснуться во мне давно. Но, признаюсь честно, фотографирование игрушек и этапов их изготовления – это самая не любимая мною часть процесса создания мастер-классов. Я всегда искренне считала, что в плане фотографии, руки у меня не из того места растут. Ну нет у меня какого-то особого видения, не умею я строить интересные композиции. Это не мое!

А тут прямо прорвало – хочу! Не потому что надо, а действительно хочу научиться! Но, как известно, «бойтесь» своих желаний, они могут сбыться. Стоило только подумать о том, что пора начать обучаться искусству фотографии, как решения стали меня находить сами.

Сначала сестренки подарили мне на День Рождения фотофон. Потом я случайно нашла в Инстаграме, «виновнике» моего нового увлечения, бесплатный курс по фотографии, на котором получила очень важные знания о свете, цвете и композиции. Одно только использование отражателя существенно повысило качество моих фотографий.

Вдохновившись этим курсом, я решила продолжить самообразование в области фотографии. И стала искать подходящие книги.

Так как я никогда не стремилась серьезно заниматься фотографией, то и фотоаппарата хорошего у меня нет. Он просто был мне не нужен. В наличии только древняя «мыльница» и телефон с камерой. Поэтому для начала я решила получить базовые знания, которые смогу применять и оттачивать при помощи камеры на мобильном телефоне.

Выбор пал на новинку от моего любимого издательства «Манн, Иванов и Фербер». Это книга «В поисках кадра. Идея, цвет и композиция в фотографии», написанная Брайаном Петерсоном.

v-poiskah-kadra-bigИсточник mann-ivanov-ferber.ru

В описании книги сказано:

… это книга об идеях, берущихся из потока, который течет сквозь каждого из нас. В ней детально раскрывается нетехническая сторона искусства фотографии. Здесь вы найдете описание всех базовых элементов и техник, которые позволят преодолеть привычку смотреть на вещи традиционно, делая скучные, банальные снимки.

Да ведь это же именно то, что я хотела!

Подкупал еще и тот факт, что это уже третий вариант книги Брайана Петерсона. Первая книга была издана еще аж в далеком 1988 году. Тогда мне было всего 8 лет. Мы с папой снимали на пленочный фотоаппарат «Зенит», а потом печатали черно-белые фотографии в ванной комнате при полной темноте. С тех пор многое изменилось в сфере фотографии. И Брайан Петерсон, как истинный профессионал, переработал свою книгу, шагая в ногу с современностью. А плохая книга, как мне кажется, не способна пережить такое количество переизданий.

Поэтому когда издательство предложило мне познакомиться с книгой «В поисках кадра» и рассказать о ней читателям блога «Мама шьет», я безумно обрадовалась! Ведь уже несколько дней присматривалась к ней и подумывала о покупке.

Книга «В поисках кадра» меня очень порадовала и, одновременно с тем, несколько огорчила.

Хочу сразу предупредить, что Брайан Петерсон не научит вас снимать свои изделия, преподнося их в лучшем свете. Не расскажет, как снимать любимых и таких неусидчивых деток. На зато в ней очень много удивительных абстрактных кадров и необычных пейзажных снимков.

IMG_20160916_170243Кликните по изображению, чтобы увеличить его

«В поисках кадра» – это книга об искусстве фотографии в целом. Она учит видеть необычное в привычном и заурядном. Она буквально открывает глаза и вдохновляет отправиться на фотоохоту за самым ярким и неожиданным кадром.

2_003Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Но обо всем по порядку.

Как я уже писала выше, в описании книги сказано, что в ней раскрываются нетехнические аспекты создания красивых кадров. Но в первом же разделе «Смотрим на мир шире» рассматриваются различные объективы, их параметры и характеристики. И это насторожило меня. Неужели эта книга только для обладателей зеркальных камер!? А как быть мне?

Но оказалось, что эта информация просто необходима для глубокого раскрытия темы. Ведь объектив во многом определяет то, что и как мы видим в видоискателе, и что получится в итоге. В целом же, эта книга не о технических возможностях дорогих камер и разнообразных объективов. «В поисках кадра» – это книга о развитии творческого видения.

Брайан Петерсон призывает быть смелее и не бояться экспериментов. Только так можно создать нечто выдающееся!

… заставляя себя увидеть лес глазами лягушки, городскую улицу – с уровня тротуара, задний двор вашего дома – с высоты дроздового гнезда. (Лестницы нужны не только для малярных работ). Лягте на спину под раскидистой елью и покажите дерево глазами белки, которая только что вскарабкалась вверх по стволу.

Книга совсем не похожа на учебное пособие. Теоретической части минимум – все по делу, никакой «воды». Основной упор сделан на разбор примеров. Причем это не сухой анализ достоинств и недостатков той или иной фотографии. Это небольшие истории из жизни автора, случаи с его мастер-классов, личные переживания. Читаешь книгу и проникаешься доверием к Брайану Петерсону, постепенно узнаешь его как личность, убеждаешься в его профессионализме.

3_004Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Автор на фото-примерах показывает, как отличаются кадры, сделанные на одной и той же местности при помощи разных объективов и с разных ракурсов. Наглядно демонстрирует, как видит большинство начинающих фотографов и как на том же самом месте, при тех же условиях сделать совершенно иной кадр. Очень много сравнений из серии «до» и «после».

1_003Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Основной упор Брайан Петерсон делает не только на эстетику композиции, но и на эмоциональный посыл. Ведь разглядывая фотографии, мы в первую очередь оцениваем их с точки зрения эмоций, которые они вызывают. Именно эмоции определяют наше отношение к кадру, нравится он нам или нет.

Очень интересными оказались примеры того, как мешающий в кадре элемент может стать прекрасным фоном, выделяющим главный объект композиции.

IMG_20160916_171704Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Самым интересным и полезным для меня оказался раздел «Элементы композиции». Тут было невероятно много открытий. Особенно мне полюбились такие элементы, как линия, форма и текстура.

Брайан рассказывает о том, как линия может продемонстрировать покой или движение, мощь и энергию или мягкость и игривое настроение.

Один из лучших способов использовать линии в фотографии – делать их для зрителя проводниками в самую важную часть кадра. Иногда линия – сама по себе объект съемки, порой она играет менее очевидную роль, остается отчасти «спрятанной» от зрителя, хотя и направляет его взгляд.

… линии способны заявлять о себе через толщину (несомненно, толстые обладают большим зрительным весом, чем тонкие), но и направление играет важнейшую роль, создавая атмосферу то настойчивости, то расслабленности.

IMG_20160916_170139Кликните по изображению, чтобы увеличить его

По форме люди обычно опознают предметы. Умение опознавать формы или отсутствие такового либо дает чувство уверенности, либо вызывает тревогу. Лучше всего определяют форму тени и силуэты. И фотографировать их – это невероятное удовольствие!

Во-первых, лучше всего форма определяется тогда, когда объект освещен спереди или сзади.

Во-вторых, необходим яркий контраст между формой и ее окружением. Если вам захочется запечатлеть силуэты, нет более подходящего времени, чем несколько минут непосредственно до и сразу после заката или рассвета. В это время видимые фигуры и фактуры исчезают, оставляя четкие контуры на фоне неба.

IMG_20160916_170022Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Текстура же побуждает сильные эмоции, хотя из всех элементов композиции она чаще всего остается «незримой».

Возможность видеть и передавать осязательные ощущения зависит от одного важного условия: освещения. Удачная фотография с участием текстур – в противоположность линии, форме, узору или цвету – возможна, если источник света расположен снизу. Поэтому «охотиться» за текстурой лучше ясным днем – рано утром или ближе к вечеру. Одни объекты с выраженной текстурой – например, древесную кору, – опознать легко, а другие требуют более пристального изучения. Тогда возьмите макрообъектив.

IMG_20160916_165906Кликните по изображению, чтобы увеличить его

В разделе «Композиция» Брайан Петерсон делится секретами, как привносить чувство гармонии в любую фотокомпозицию. На примерах показывает, как меняется настроение снимка в зависимости от выбора горизонтального или вертикального расположения камеры.

IMG_20160916_170502Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Как можно заполнить весь кадр, но при этом не захламить его. Ну и, конечно же, рассказывает о правиле третей и золотом сечении.

5_002Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Свет – это самое «больное место» всех моих фотографий. Поэтому раздел «Волшебство света» я изучала особенно внимательно.

Как оказалось, свет, действительно, имеет волшебное воздействие на снимки. И дело даже не в наличии или отсутствии теней. Свет определяет настроение кадра, его цветовую наполненность.

В хорошую погоду перед рассветом (и примерно через 20 минут после заката) безоблачное небо окрашивается в холодные оттенки синего и пурпурного или розовые и красные тона. Все меняется с пробуждением солнца, когда его теплый свет раскрашивает предметы спереди и сбоку оттенками оранжевого и золотого. Обычно примерно в течение часа до заката такая смена цветов происходит в обратном порядке. Многие фотографы называют это время золотым часом: для фотографирования это самые волшебные 60 минут дня.

6_002Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Также хочется отметить тот факт, что все фотографии в книге имеют описание технических параметров съемки – какой фотоаппарат и объектив были использованы, какие были выставлены параметры ISO, выдержки и фокусного расстояния. Полагаю, что эта информация будет полезна для тех, кто решил оказаться от автоматического режима съемки, но еще не достаточно разобрался в том, какие настройки при каких условиях съемки и для какого результата нужны.

В заключительном разделе Брайан Петерсон рассказывает о том, как он использует Photoshop. Как фотограф старой закалки, фотографировавший на пленочные фотоаппараты, где нельзя ничего изменить в кадре, Брайан практически не использует Photoshop для редактирования своих снимков, для удаления лишних предметов и коррекции ошибочно выставленных во время съемки настроек. Он использует Photoshop для создания еще более интересных кадров и коллажей, для оживления снимков и придания им новых эмоций.

Не ждите от этого раздела подробных инструкций по работе с Photoshop. Ведь эта книга о нетехнической стороне фотографии. Брайан лишь делится своими идеями и рассказывает, с помощью каких инструментов Photoshop он их реализовал. Ну а дальше, при желании, вы сможете найти в Интернете уроки о том, как работать с названными инструментами.

Больше всего мне запомнилось понятие «зум ногами». Брайан призывает приближать объекты съемки не при помощи возможностей объектива, а физическим перемещением фотографа в пространстве. Шаг – кадр. Еще один шаг и снова кадр. Но даже когда вы сделаете отличный, по вашему мнению, кадр, не останавливайтесь на достигнутом –  сделайте еще пару шагов вперед и, возможно, в видоискателе своей камеры вы увидите нечто совершенно потрясающее. Да, Брайан Петерсон перфекционист, но в хорошем смысле этого слова.

4_004

Источник mann-ivanov-ferber.ru
Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Назвать книгу «В поисках кадра» практическим пособием очень сложно – упражнений в ней мало, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Но это довольно интересные упражнения на развитие умения видеть. И это очень продвигающие упражнения.

В целом же, как мне кажется, основная задача книги не научить, а вдохновить и направить. И Брайан Петерсон справился с этим просто великолепно! После прочтения каждой главы я подрывалась с места, хватала свой телефон и отправлялась на прогулку в поисках кадра. Это было так увлекательно и так затягивало. А однажды вместо того, чтобы быстренько добежать до пекарни и купить свежих круассанов к завтраку, я гуляла целых 2 часа!

А это результаты моих экспериментов на камеру мобильного телефона:

IMG_20160916_171907

IMG_20160916_171129

IMG_20160916_171055

IMG_20160916_171001

IMG_20160916_172105

В отличие от содержания оформление книги меня очень расстроило. Если честно, то «В поисках кадра» больше похожа не на книгу, а на толстый глянцевый журнал… дорогой такой журнал. За 1600 рублей я все-таки ожидала увидеть книгу в твердой обложке и с привычной для книг издательства «Манн, Иванов и Фербер» лентой-закладкой.

Кроме того, для такого переплета книги выбрана не самая удачная верстка страниц. Некоторые кадры расположены прямо посередине разворота. То есть часть кадра на одной странице, и еще один фрагмент – на другой. А так как книгу нельзя раскрыть полностью, то кадр визуально получается разрубленным, что не позволяет насладиться им в полной мере.

IMG_20160916_170645Кликните по изображению, чтобы увеличить его

Фото на обложке – отдельная история. Когда я первый раз увидела книгу на сайте издательства, то обложка меня скорее оттолкнула, чем вызвала интерес. Мне было совершенно непонятно, что это за белые разводы и красно-оранжевые пятна. Поняла я это только когда начала читать книгу и нашла на ее страницах пояснение к кадру и рассказ о том, как он был сделан. Если честно, то именно из-за обложки я сомневалась в том, стоит покупать эту книгу или нет.

IMG_20160916_170735

Книга рекомендована к прочтению как новичкам, так и профессиональным фотографам. Хотя я сомневаюсь, что опытные фотографы могут узнать из нее что-то ценное. Ведь основной акцент в книге «В поисках кадра» сделан на базовых элементах фотографии, таких как композиция, элементы композиции и освещение. Скорее всего, книга будет интересна профи лишь в качестве обмена опытом. Ведь профессионалы любят посмотреть, как ту же самую работу выполняют другие. В целом же, мне кажется, вся информация из книги настоящему профессионалу должна быть знакома.

Что же касается новичков, то я бы уточнила, что книга окажется действительно полезной для счастливых обладателей зеркальной фотокамеры, которые более-менее разобрались в ее настройках, но пока не могут сделать интересные кадры. Или для тех, кто хочет научиться снимать не только в автоматическом режиме. Хотя и не менее счастливые обладатели обычной «мыльницы» или мобильного телефона с камерой почерпнут из книги много интересного. Ведь большинство советов универсальны. Не столь важны технические возможности камеры. Главное развивать творческий потенциал фотографа и умение не просто смотреть, но видеть и чувствовать.

А теперь главный вопрос – купила бы я книгу «В поисках кадра. Идея, цвет и композиция в фотографии», если бы с самого начала знала, о чем в ней написано и как она оформлена?

Да, непременно!

Дорого?

Да! Но то вдохновение, тот запал, и те знания, что мне подарила эта книга – бесценны! И я уверена, что фотографии в этом блоге и моем Инстаграме будут становиться от раза к разу все лучше и лучше! При условии, что я еще раз перечитаю некоторые моменты, буду развивать свое «творческое зрение» и регулярно практиковаться в фотографии.

Ваша Анна Румянцева
Блог «Мама шьет. Увлечение мамы с пользой для ребенка»
www.tailorann.ru

P.S. Как обычно на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер», вы можете ознакомится с двумя фрагментами из книги. Кликните на обложку книги, чтобы прочесть введение. А затем введите свой емайл в поле под обложкой, чтобы получить на почту несколько страниц первого раздела «Смотрим на мир шире».



Рекомендую также почитать:

Взлом креатива или секреты гениальности великих людей
"Лучше поздно, чем никогда". Рецензия на книгу Барбары Шер
Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта? Обзор книги Леонида Тишкова

Оставьте свой комментарий!

Прикрепить изображение (только формат JPEG)